Журнал "Наше Наследие"
Культура, История, Искусство - http://nasledie-rus.ru
Интернет-журнал "Наше Наследие" создан при финансовой поддержке федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
Печатная версия страницы

Редакционный портфель
Библиографический указатель
Подшивка журнала
Книжная лавка
Выставочный зал
Культура и бизнес
Проекты
Подписка
Контакты

При использовании материалов сайта "Наше Наследие" пожалуйста, указывайте ссылку на nasledie-rus.ru как первоисточник.


Сайту нужна ваша помощь!

 






Rambler's Top100

Музеи России - Museums of Russia - WWW.MUSEUM.RU
   
Подшивка Содержание номера "Наше Наследие" № 102 2012

Светлана Усачева

Светлана Усачева

 

Мастер «живописи плодов и овощей»

 

Живопись «цветов и плодов» или «плодов и овощей» до сих пор остается малоизвестной страницей истории русского искусства XVIIIXIX веков. Натюрмортов того времени, в том числе с дарами природы, сохранилось немного, и имена их создателей, как правило, известны лишь узкому кругу знатоков. Исключением стали полотна художника Ивана Фомича Хруцкого. Его «цветы и плоды» неизменно любимы зрителями и для большинства из них исчерпывают представление об отечественном натюрморте первой половины XIX столетия, эпохи классицизма и бидермейера. Уроженец Витебской губернии, входившей в XIX веке, как и другие области Белорусии, в состав Российской империи, Хруцкий представляет как белорусскую, так и русскую художественную культуры. Наследие живописца, в которое наряду с натюрмортами, входят портреты, изображения интерьеров, пейзажи, постоянно находится в поле зрения белорусских и русских специалистов. Хруцкому посвящены монографии и статьи, к 150-летнему и 200-летнему юбилеям художника изданы альбомы, включающие каталоги произведений1. По-разному оценивая творческий потенциал мастера, исследователи единодушно признают его наиболее одаренным представителем академической школы живописи, развивавшим традиции натюрморта-картины.

Хруцкий родился 1810 году, происходил из семьи священника униатской (греко-католической) церкви2 и получил общее образование (а возможно, и первоначальное художественное) в высшем училище Пиаров3 в Полоцке. Точная дата его приезда в Петербург неизвестна, в списках вольноприходящих учеников, посещающих рисовальные классы Академии художеств, имя Хруцкого появляется в середине 1830-х годов4. За плечами молодого человека уже был опыт общения с признанными шедеврами западноевропейского искусства. Известно, что в 1830 году, по рекомендации своего земляка, академика И.И.Олешкевича, он получил билет, дававший право копировать картины из собрания Императорского Эрмитажа5. В Академии Хруцкий, как и многие его соученики, совершенствовался сразу в нескольких жанрах. Он исполнял портреты, пейзажи, жанровые картины, но именно натюрморт сыграл решающую роль в его карьере живописца.

Традиции отечественной академической живописи «цветов и плодов» были заложены в XVIII столетии и тесно связаны с западноевропейскими традициями в этой области. Изображения разнообразных растений, фруктов и овощей вместе с предметами столового и кухонного обихода составляли содержание фламандских и голландских «завтраков», «кухонь», «лавок» и «букетов». В XVIII веке словосочетание «цветы и плоды» обозначало особый жанр. В частности, Шарден был принят в круг академиков как «живописец цветов, фруктов и различных предметов»6. В петербургской Академии художеств «цветы и плоды» дали название специальному классу, образованному в середине 1760-х годов. Здесь жанр натюрморта, с одной стороны, был наиболее тесно связан с «копированием» натуры, то есть воспроизведением в живописи объемов и фактуры различных предметов живой и неживой природы. С другой стороны, иллюзорное натуроподобие отдельных плодов и цветов сочеталось с картинными, «постановочными» свойствами композиций, объединявших идеальные в своем роде предметы и «сочинявшихся» согласно общим правилам классицистического искусства.

Осваивая принципы создания натюрмортов, ученики класса копировали работы голландских, фламандских и французских художников, хранившиеся в Эрмитаже и академической коллекции. Характерным примером западноевропейских эталонов может служить полотно Яна Брейгеля-младшего, поступившее в собрание Академии в 1762 году. Оно описывалось так: «На каменном столе лежат, слева, наклоненная и подпертая дыней корзина; из нея высыпались на стол розы, колокольчики, тюльпаны и другие цветы. Справа, на том же столе — тарелка с виноградом, яблоками, абрикосами, персиками, орехами и вишнями; несколько орехов и кисть винограда лежат на самом столе. Над фруктами летит пестрая бабочка. Две бабочки, муха и гусеница видны в других местах картины»7. На основе образцовых работ ученикам задавались программы для самостоятельного исполнения. В них предлагалось представить «разных родов цветы и плоды с различными насекомыми».

Несмотря на то что класс цветочной живописи был закрыт в конце 1790-х годов, в первой половине XIX века «цветы и плоды» не только сохранились в академическом искусстве как особый жанр, но почти вытеснили в это время из учебной и художественной практики другие разновидности натюрморта. Академическая коллекция пополнилась полотнами современных западноевропейских мастеров. В частности, в ней появились работы немецких живописцев Габриэля Галлер-Фиона и Леопольда Штоля, удостоенных в России академических званий8. В европейском искусстве 1820-х – 1830-х годов цветочные натюрморты объединяли научную точность в фиксации природных форм с декоративной эффектностью сочиненных композиций. «Натюрмортисты эпохи романтизма — настоящие естествоиспытатели и садоводы, как их современники — исторические живописцы — настоящие антиквары и архивисты. Тех занимал выбор костюма, этих — выбор оранжерейного экземпляра. Их задача — подобрать наиболее пышные и красивые модели, объединить в одной картине флору всех стран и всех времен года»9. Примечательно, что упомянутый Леопольд Штоль, находясь в Петербурге, с 1830 по 1834 год состоял живописцем при Императорском ботаническом саде.

Цветочные и плодовые постановки на протяжении первой половины XIX века продолжали играть роль академических штудий, на основе которых изучались свойства различных предметов и их композиционное взаимодействие. Эти цели преследует небольшая картина исторического живописца В.А.Серебрякова, исполненная им, как гласила надпись на обороте холста, в 1829 году, когда он был учеником 3-го возраста10. Натюрмортные программы исполнялись для получения академических званий, но чаще всего вместе с программами из других жанров. Так, в 1832 году В.А.Голике было присуждено звание художника за пять картин разных жанров, в том числе «фрукты и цветы»11. Устойчивое отношение к «цветам и плодам» как самому «малому» из «малых» жанров, способствовало тому, что в количественном отношении натюрморты занимали последнее место на академических выставках. На выставке 1836 года из 254 представленных картин всего 6 относились к жанру натюрморта. Это были «Плоды» Григорьева, «Цветы» Алексеева, «Цветы» Августа Сатори. Автором остальных трех полотен являлся И.Ф.Хруцкий и прямо с выставки они были приобретены коллекционером Г.С.Тарновским12. Возможно, среди приобретений коллекционера была и картина «Цветы и плоды», удостоенная в том же году большой серебряной медали. В 1860-е годы полотно находилось у Ф.И.Прянишникова, а в настоящее время хранится в собрании Третьяковской галереи14.

Этот натюрморт является одним из первых, где Хруцкий предстает как мастер, органично усвоивший академические традиции жанра. Тем не менее приверженность канонам сочетается в картине с живым, конкретным восприятием окружающего мира. Сочетание этих свойств стало определяющим для творчества живописца. В натюрморте 1836 года собраны мотивы, характерные для Хруцкого, — ребристая дыня-канталупа, лубяной короб, подсвечник с оплывшей свечой, шкатулка. Соседствующие с ними, «обязательные» для классических голландских «завтраков», персики и лимон с надрезанной спиралью кожурой не лишают изображение простоты и естественности и даже некоторой прозаичности. Художник, хотя и тщательно подбирал предметы, но не заботился об эффектной декоративности зрелища, а скорее — стремился достоверно отразить свои реальные впечатления, воссоздавая ощущение материальности плодов, растений и вещей. Пространственное единство композиции во многом обусловлено конкретным источником света, который льется из расположенного сбоку окна. Как справедливо считала И.С.Болотина, натюрморт явно исполнен с натуры и в этой работе Хруцкий наиболее близок к произведениям школы А.Г.Венецианова15. Косвенным подтверждением того, что основой творческого метода художника являлись преимущественно натурные наблюдения, может стать небольшая картина из собрания Русского музея16. На ней художник изобразил себя в мастерской за мольбертом. У окна, на столе — постановка из «плодов и цветов».

В 1838 году Хруцкого удостоили малой золотой медали «за картину плодов и цветов и портрет старухи»17. По мнению ряда исследователей, под условным названием «картина плодов и цветов» в данном случае скрывается одно из лучших произведений художника, отражающих академические традиции — «Портрет неизвестной с цветами и фруктами»18. К сюжетному мотиву, представляющему человеческую фигуру с плодами на фоне пейзажа, Хруцкий обращался неоднократно. С его именем связано несколько полотен, где женские и детские модели позируют с корзинами фруктов. В 1837 году президент Академии художеств А.Н.Оленин преподнес « на высочайшее воззрение» императору Николаю I две картины Хруцкого, изображавшие детей, торгующих фруктами. Возвращая картины, император удостоил их автора золотыми часами с цепочкой, «в поощрение к достойнейшим трудам»19. В 1838 году в лотерее, устроенной комитетом Общества поощрения художников, разыгрывались работы Хруцкого «Мальчик с бабочкой» и «Девушка с яблоками»20. Отдавая предпочтение теме, объединяющей сразу несколько жанров, художник не был оригинален. В 1830-е годы В.А.Голике исполнил картину «Девушка с фруктами в костюме итальянки»21. В 1842 году на очередной академической выставке были представлены работы художника Риццони «Женщина с овощами» и ученика Академии Бурдина «Мальчик с виноградом»22. Известно, что в основе подобных изображений лежит западноевропейская традиция. Так, картины, представляющие женские фигуры с плодами, являвшиеся персонификациями времен года, можно встретить у итальянских художников XVII столетия23.

Не исключено, что работы Хруцкого, как и их прототипы, сохранили аллегорический подтекст. А вот портретные свойства в них проявляются менее всего. Это относится и к «Портрету неизвестной с цветами и фруктами». Фигура девушки в театрализованном костюме на фоне обобщенно написанного пейзажа кажется здесь частью пышного натюрморта, подлинного композиционного и смыслового центра картины. Разложенный на столах, превращенных в своеобразный подиум, он привлекает внимание зрителя разнообразием форм, иллюзорным правдоподобием природных и искусственных материалов. Художник добивается удивительного обмана зрения, изображая «оранжерейные экземпляры» фруктов и цветов, металлические и стеклянные поверхности. Вместе с тем он достигает декоративного эффекта, используя классицистические приемы построения композиции, в которой четко выделен центр, явно выражена иерархия крупных и мелких объемов. Локальные цвета колорита, рассеянный условный свет, тщательность гладкого письма подчеркивают не только материальную плотность, вещественность предметов, но и искусственный, постановочный характер натюрморта в целом. Вещи, сгруппированные преимущественно на первом плане картины, ярко освещены и, подобно барельефу, словно выступают в реальное пространство, манят своей ощутимостью.

В целом, в натюрмортах XIX века «…вещь все больше прозаизируется, все больше из предмета духовной ценности становится предметом ценности материальной, показателем уровня благосостояния»24. Изучая содержание полотен Хруцкого с этой точки зрения, нетрудно заметить, что незримым «хозяином» натюрмортов вполне может быть современник живописца — небогатый городской или сельский житель. Если в композициях и манере письма художник следует классицистической, «музейной» традиции, то содержание его полотен не претендует на показ старинной роскоши и редких диковин. Уже упоминавшийся лубяной короб соседствует в картинах с плетеной корзиной, стеклянный графин и стакан с водой располагаются рядом с фаянсовым кувшином, украшенным рельефными фигурками животных. Нельзя не отметить, что кувшин (такие изделия изготавливались в первой половине XIX века на фабрике петербургского купца С.Я.Поскочина) стал одной из наиболее выразительных примет полотен Хруцкого, подчеркивая их демократичный характер. Кувшин с рельефами является композиционным центром одной из самых популярных работ мастера — картины «Цветы и плоды» 1839 года, приобретенной П.М.Третьяковым. Предметы из современного художнику быта собраны в статичную, классическую композицию. Локальные цвета колорита, гладкая манера письма напоминают об академических образцах. В картине Хруцкий использует и характерные для академических программ «оживляющие» детали (муха, присевшая на бочок груши, отрезанный ломтик лимона, трещинка в столе-подиуме). Но важнейшим достоинством натюрморта является живописная «натуральность» плодов и цветов, реалистическая передача материальных свойств вещей. Критики и покупатели полотен Хруцкого особенно ценили «вкусовые» и «тактильные» свойства его живописи, иллюзорное правдоподобие фактуры предметов. Современник мастера, подчеркивая его предрасположенность к жанру «цветов и плодов», писал: «Для собственной пользы сего замечательного Художника, мы советовали бы ему заниматься живописью плодов и цветов: его произведения в других родах не соответствуют его дарованию. Цветы Г. Хруцкого, можно сказать, обманывают обоняние: кажется, что воздух около изображающей их картины, наполнен их благоуханием. Плоды совершенно отходят от полотна и кажутся только что сорванными…»25

В 1839 году академический совет постановил «…художника Ивана Хруцкого как известного Академии отличными трудами в портретной, пейзажной и особенно по живописи плодов и овощей удостоить звания Академика»26. Примечательно, что звание Хруцкий получил не за «цветы и фрукты», а «по живописи плодов и овощей», в том числе, за натюрморт «Плоды», представляющие грибы, дичь, овощи и непритязательные вещи кухонного обихода27. Избирая подобные мотивы, он также добивался парадной импозантности картинного образа, используя полотна больших размеров, укрупняя предметы и приближая их к переднему краю холста. Но «кухни» Хруцкого выглядят более естественными в живописном отношении, свет в них создает ощущение единой пространственной среды, в живописном «описании» каждой детали ощущается подлинная любовь художника к миру простых вещей.

Создавая композиции натюрмортов, Хруцкий нередко дополнял уже привычные букеты и уложенные в корзины фрукты и ягоды несколькими выразительными деталями. Именно они придают содержанию полотен неординарный, авторский характер. Наиболее известен в этом отношении «Натюрморт с театральным биноклем», существующий в многочисленных вариантах и копиях. Здесь в роли «главных героев» композиции выступают театральный бинокль, горящая свеча, еще дымящаяся сигара. Сочетание предметов привлекает не только необычностью, но позволяет предположить присутствие символического контекста, почти утраченного жанром в XIX столетии. Так, по мнению С.О.Кузнецова, увеличительные стекла бинокля могут символизировать связь большого человеческого мира с малым миром неподвижных вещей, приближая и раскрывая его внутренние свойства28.

Начало 1840-х годов — пора расцвета творчества Хруцкого. Работы живописца выставлялись в Академии художеств, успешно продавались и даже литографировались. Причем, если «цветы и плоды» Хруцкого отразили важнейшие закономерности классицистического искусства, то другие жанры в его творчестве более тесно связаны с таким художественным явлением первой трети XIX века как бидермейер. Большим успехом пользовались у заказчиков портреты, исполненные мастером. Находясь в Петербурге и выезжая по делам семьи в Витебск, художник исполнил с натуры более двадцати изображений представителей интеллигенции, купцов и чиновников. Одна из лучших работ Хруцкого — портрет Ильи Ивановича Глазунова (1786–1849) — потомственного книготорговца, владельца петербургских книжных магазинов и типографии. В портрете Глазунова Хруцкий наиболее органично сочетал человеческую и социальную характеристику модели. Строгая сдержанность облика героя соотносится с торжественной значительностью его жеста и фона, украшенного малиновой драпировкой. Трезвый объективный подход в передаче внешности не лишает ее образной выразительности. Этого нельзя сказать о большинстве портретных работ художника, где стремление запечатлеть сходство во всех подробностях, своего рода обстоятельное описание персонажей перерастает в буквально предметное восприятие моделей. Характерное для стилистики бидермейера, оно выражается в одинаково пристальном внимании к внешности, деталям костюма, украшениям, окружающей обстановке. «Парадная» схема, воплощаемая живописцем в композициях портретов, нередко сочетается с прозаичной и обыденной характеристикой персонажей, как это происходит в портретах председателя Витебской казенной палаты П.Я.Рубцова и его супруги. Над человеческой индивидуальностью здесь скорее преобладают общепринятые представления о бытовых и эстетических нормах, господствующие в чиновничьей и буржуазной среде. Живописные свойства изображений — тщательность рисунка, яркость и определенность колористического решения, пристальное внимание к деталям — роднят портреты, написанные Хруцким, с его натюрмортами.

В 1844 году Иван Фомич приобрел усадьбу Захарничи в Полоцкой губернии, а в 1845-м — женился на Анне Ксаверьевне Бембновской. С этого момента начался белорусский период творчества живописца, к сожалению, наименее изученный. Основным заказчиком Хруцкого почти на десятилетие (с 1846 по 1854 год) стал виленский архиепископ (с 1852 года — литовский митрополит) Иосиф Семашко. Хруцкий исполнил несколько портретов Семашко в разные годы его жизни31. Митрополит, человек властный и влиятельный, ценил талант и академическое звание художника, что не мешало ему постоянно вмешиваться в его деятельность. Семашко сообщал своему корреспонденту: «Я даже участвовал в его (Хруцкого — С.У.) работе предостережениями, часто небесполезными и удачными. Обыкновенно я сам избирал сюжеты для видов, образов и картин, и часто сам доставлял натурщиков»29. Столь зависимое положение могло усугубляться и тем, что Семашко сыграл решающую роль в присоединении греко-католической церкви к православной, а художник принадлежал к «воссоединенным», то есть бывшим униатам. По заказам церковного иерарха мастер писал иконы для церквей, виды окрестностей Вильно. Важной частью заказа стала галерея портретов церковных деятелей для резиденции митрополита. Сохранившийся портрет духовника Семашко, иеромонаха Викентия Лисовского, входивший в галерею, по-видимому, был исполнен с натуры и относится к творческим удачам автора. Правдивая характеристика внешности портретируемого, пластическая определенность живописной манеры, характерные для Хруцкого, сочетаются здесь с яркой эмоциональной характеристикой образа. Простота и строгость композиции картины, нейтральность темного фона подчеркивают экстатическую отрешенность героя, его внутреннее духовное горение.

В Захарничах Хруцкий обратился к изображениям «комнат» — одной из излюбленных тем в искусстве бидермейера. Сохранилось несколько картин с видами интерьеров усадебного дома, где жили художник и его семья, а также созданная им панорама скромного сельского поместья. Интерьеры дома в Захарничах — наиболее обаятельные работы в наследии живописца. Вероятно, исполненные «для себя», картины сохранили поэтическое ощущение счастливых дней, проведенных в кругу родных и близких людей. Художник словно приглашает заглянуть в закрытый от посторонних взглядов домашний мир, уютный и притягательный. Комнаты оживлены присутствием детей, занятия которых даже дали название одному из произведений: «В комнате (мальчики, рассматривающие альбом с картинками)». Камерное пространство наполнено разнообразными вещами, объединенными в своеобразные натюрморты. Можно подолгу любоваться медным самоваром и фарфоровыми чашками, книгами, игрушками, комнатными растениями, пестрыми тканями. Особое внимание привлекают живописные полотна в резных рамах. Изображая картины в картине, Хруцкий воспроизвел собственные копии с работ современников, в том числе таких известных художников первой половины XIX столетия как Ф.А.Моллер и Ф.А.Бруни. Предметы, представленные в интерьерной, повседневной среде, кажутся порой гораздо более «одушевленными» и образно выразительными, чем на полотнах Хруцкого, относящихся к жанру натюрморта.

В последние годы жизни в Захарничах30 Хруцкий, по-видимому, практически не обращался к живописи. Поэтому существующие датировки некоторых его работ вызывают сомнение. В дальнейшем изучении нуждаются многие произведения, традиционно приписываемые мастеру. Думается, что исследователей ждет здесь еще не одно открытие. Выразив многие общие закономерности развития живописи 1830-х – 1850-х годов в «среднем» ее течении31, Хруцкий остается одним из самых привлекательных и выразительных художников своего времени, соединившим академические традиции с поэзией повседневности.

 

Примечания

1 Паньшина И.Н., Ресина Е.К. Иван Хруцкий. 1810–1885. Альбом-каталог. Минск, 1990; Кузнецов С.О. Живописец Иван Хруцкий. Проблема интерпретации творчества «среднего художника» XIX в. // Вопросы отечественного и зарубежного искусства. Вып. 4. Проблемы изобразительного искусства XIX столетия. Л., 1990. С. 82-99; Произведения Ивана Хруцкого в собрании Национального художественного музея Республики Беларусь. Альбом-каталог. Минск, 2010.

2 И.Ф.Хруцкий родился 8 февраля (27 января по старому стилю) 1810 года в местечке Улла Лепельского уезда Витебской губернии.

3 Пиары — католический монашеский орден, занимавшийся образованием юношества.

4 РГИА. Оп.1. Ч.II. Ед.хр.2103. Л. 44.

5 Алексеева Т.В. Художники школы Венецианова. М., 1982. С.132; В списке картин для продажи с аукциона Общества поощрения художеств 15 апреля 1884 года значились копии Хруцкого с портрета Яна Собесского Рембрандта, «Голландской свадьбы» Тенирса и пейзажа Калама. ОР РНБ. Ф.708. Ед. хр. 673. Л. 174.

6 См.: Виппер Б.Р. Проблема и развитие натюрморта. СПб., 2005. С.352.

7 Сомов А. Картинная галерея Императорской Академии художеств. Т. II. Каталог произведений иностранной живописи (оригиналов и копий). СПб., 1874. № 444.

8 Сомов А. Указ. соч. № 637, 638.

9 Виппер Б.Р. Указ. соч. С.52.

10 В.А.Серебряков. Фрукты. 1829. Холст, масло. 24,5х28,4. ГТГ. Инв. 255.

11 В.А.Голике. Фрукты. Холст, масло. 68,5х86. ГРМ. Инв. Ж-3485.

12 Краткий обзор выставки Императорской Академии художеств 1836 года // Первое прибавление к «Художественной газете». 1836, 28 сентября.

13 И.Ф.Хруцкий. Цветы и плоды. 1836. Холст, масло. 60,6х71,5. ГТГ. Инв. 5177.

14 И.С.Болотина. Натюрморт в русской живописи XVIIIXIX веков. Диссертация, представленная на степень кандидата искусствоведения. М., 1971. С.328.

15 И.Ф.Хруцкий. Мастерская художника. Не позднее 1841. Холст, масло. 48,5х53. ГРМ. Инв. Ж-3716.

16 Сборник материалов для истории Императорской С.-Петербургской Академии художеств за сто лет ее существования / Под ред. П.Н.Петрова. В 3 ч. СПб., 1864–1866. Ч. 1. С.373.

17 Гипотезу, что данная картина была удостоена малой золотой медали, предложил С.О.Кузнецов. См.: Кузнецов С.О. Указ. соч. С. 85; Е.Г.Фурсикова обнаружила в архивных «Материалах к Отчету Академии за 1837–1838 академический год», что среди «удостоенных к получению золотых и серебряных медалей» значится исполненная Хруцким «картина Цветы и плоды и неизвестная особа». См.: Произведения Ивана Хруцкого в собрании Национального художественного музея Республики Беларусь. Альбом-каталог. Минск, 2010. С.17.

18 РГИА. Ф.789. Оп.20. Ед.хр.9. Л. 1-3. 1837.

19 Художественная газета. 1838. № 8. С246.

20 Мюллер А.П. Иностранные живописцы и скульпторы в России. М., 1924. С.87; В каталоге живописного собрания Государственного Русского музея картина именуется «Гречанка, торгующая плодами». — (Государственный Русский музей. Живопись. Первая половина XIX века. Каталог собрания. Т. 2. А-И. СПб., 2002. С.158).

21 Указатель художественных произведений, выставленных в залах Императорской Академии художеств. СПб., 1842. С. 8, 12.

22 Маркова В.Э. Итальянский натюрморт XVII века (к проблеме национального своеобразия) // Вещь в искусстве: Материалы научной конференции. 1984. Вып. XVII. М., 1986. С.101.

23 Данилова И.Е. Проблема жанра в европейской живописи. Человек и вещь. Портрет и натюрморт. М., 1995. С.75.

24 Менцов Н. Выставка Императорской Академии художеств 1839 года. Журнал Министерства народного Просвещения. 1840. № 1. С.10. Любезно указано Е.Г.Фурсиковой.

25 РГИА. Ф.789. Оп.1. Ч.II. Ед. хр.2455. Л. 32.

26 И.Ф.Хруцкий Натюрморт (Плоды). 1839. Холст, масло. 80х112. Научно-исследовательский музей Российской Академии художеств. Инв. Ж-314.

27 Кузнецов С.О. Указ. соч. С.92.

28 Н.В.Фаминская. Портреты Яна (Ивана Фомича) Хруцкого // Зарубежные художники и Россия. Сборник статей. СПб., 1991. С. 11-16.

29 Паньшина И.Н., Ресина Е.К. Указ. соч. С.11.

30 И.Ф.Хруцкий умер в Захарничах 25 января (13 января по ст. ст.) 1885 г. и похоронен на местном кладбище.

31 Сарабьянов Д.В. Художники круга Венецианова и немецкий бидермейер // Русская живопись XIX века среди европейских школ. Опыт сравнительного исследования. М., 1980. С.90.

Цветы и плоды. 1839. Холст, масло. ГТГ. Фрагмент

Цветы и плоды. 1839. Холст, масло. ГТГ. Фрагмент

Портрет неизвестной с цветами и фруктами. 1838. Холст, масло. Национальный художественный музей Республики Беларусь

Портрет неизвестной с цветами и фруктами. 1838. Холст, масло. Национальный художественный музей Республики Беларусь

Плоды и свеча. Конец 1830-х – начало 1840-х годов. Холст, масло. Национальный художественный музей Республики Беларусь

Плоды и свеча. Конец 1830-х – начало 1840-х годов. Холст, масло. Национальный художественный музей Республики Беларусь

Портрет неизвестной с корзиной в руках. Около 1835 года. Холст, масло. Национальный художественный музей Республики Беларусь

Портрет неизвестной с корзиной в руках. Около 1835 года. Холст, масло. Национальный художественный музей Республики Беларусь

Портрет мальчика в соломенной шляпе. Конец 1830-х – начало 1840-х годов. Холст, масло. Национальный художественный музей Республики Беларусь

Портрет мальчика в соломенной шляпе. Конец 1830-х – начало 1840-х годов. Холст, масло. Национальный художественный музей Республики Беларусь

Битая дичь, овощи и грибы. 1854. Холст, масло. Национальный художественный музей Республики Беларусь

Битая дичь, овощи и грибы. 1854. Холст, масло. Национальный художественный музей Республики Беларусь

Портрет П.Я.Рубцова. 1841. Холст, масло. Национальный художественный музей Республики Беларусь

Портрет П.Я.Рубцова. 1841. Холст, масло. Национальный художественный музей Республики Беларусь

Портрет А.М.Рубцовой. 1841 (?). Холст, масло. Национальный художественный музей Республики Беларусь

Портрет А.М.Рубцовой. 1841 (?). Холст, масло. Национальный художественный музей Республики Беларусь

Портрет В.Лисовского. 1847. Холст, масло. Национальный художественный музей Республики Беларусь

Портрет В.Лисовского. 1847. Холст, масло. Национальный художественный музей Республики Беларусь

Портрет И.И.Глазунова. 1843. Холст, масло. Национальный художественный музей Республики Беларусь

Портрет И.И.Глазунова. 1843. Холст, масло. Национальный художественный музей Республики Беларусь

В комнате (мальчики, рассматривающие альбом с картинками). 1854. Холст, масло. ГТГ

В комнате (мальчики, рассматривающие альбом с картинками). 1854. Холст, масло. ГТГ

В комнатах усадьбы Хруцкого «Захарничи». 1855. Холст, масло. ГТГ

В комнатах усадьбы Хруцкого «Захарничи». 1855. Холст, масло. ГТГ

Дети пред мольбертом. 1854–1855. Холст, масло. Национальный художественный музей Республики Беларусь

Дети пред мольбертом. 1854–1855. Холст, масло. Национальный художественный музей Республики Беларусь

 
Редакционный портфель | Подшивка | Книжная лавка | Выставочный зал | Культура и бизнес | Подписка | Проекты | Контакты
Помощь сайту | Карта сайта

Журнал "Наше Наследие" - История, Культура, Искусство




  © Copyright (2003-2018) журнал «Наше наследие». Русская история, культура, искусство
© Любое использование материалов без согласия редакции не допускается!
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № 77-8972
 
 
Tехническая поддержка сайта - joomla-expert.ru