Т.В.Соколова
Автографы И.А.Гончарова из частного собрания
Ивану Алексеевичу
Акопову,
для передачи его милому сыну, с пожеланием благополучного плавания по житейским
волнам от старого путешественника и
автора.
28 августа 1882.
Эта дарственная надпись И.А.Гончарова на книге «Фрегат “Паллада”» 1879 года издания публикуется впервые. Об адресате этого инскрипта известно, что Иван Алексеевич Акопов (1844–1907) был педагогом и членом Русского технического общества, действовавшего в 1866–1929 гг., разрабатывал проект создания русской трудовой школы. По его мнению, ею могла бы стать реальная общеобразовательная школа с восьмилетним сроком обучения, с обязательным введением в учебные планы прикладной математики и русского языка, а также труда, который не только позволяет прививать учащимся определенные умения и навыки, но и способствует лучшему усвоению любого учебного материала, применению полученных знаний.
Книга «Фрегат “Паллада”», как известно, явилась результатом участия Гончарова в морской экспедиции, возглавлявшейся адмиралом Е.В.Путятиным (1803–1883) и отчасти совпавшей с Крымской войной (1853–1856). Экспедиция под видом обозрения российских колоний в Северной Америке должна была подготовить почву для русско-японского договора о торговле и границах. Гончаров был командирован в эту экспедицию «для исправления должности секретаря при адмирале» как «редактор докладов, отношений и предписаний»1. Он вел путевой журнал экспедиции, занимался перепиской адмирала, а в итоге стал летописцем похода, ознаменованного трудностями и опасностями.
Позиция в русско-турецком конфликте, более известном как Крымская война, «владычицы морей» Англии, входившей в антироссийскую коалицию, грозила экспедиции гибелью. А.Ф.Кони передает со слов И.А.Гончарова эпизод, «который, кажется, не оставил следа в истории Крымской войны по скромности и сдержанности участников»: «Когда в далеком Японском море адмиралом Путятиным было получено на “Палладе” известие об объявленной России Францией и Англией войне, он созвал к себе в каюту Посьета (командира фрегата) и, сколько мне помнится, Лесовского (старшего офицера) и, в присутствии Гончарова, связав их обязательством хранить тайну, объявил им, что, зная невозможность для парусного фрегата успешно сразиться с винтовыми железными кораблями неприятеля или уйти от него, он решил сцепиться с ним вплотную и взорваться...» 2.
Однако не опасные приключения во время плавания стали основным предметом изображения Гончарова, а его впечатления и наблюдения — географические, исторические, политические, этнографические и многие другие, запечатленные в очерках, составивших, в конце концов, книгу «Фрегат “Паллада”», первое отдельное издание которой появилось в 1858 г. Книга И.А.Гончарова превратилась в эталон жанра путешествий, который в новых политических условиях, в период реформирования российского флота при Александре II и возвращения Россией утраченного международного влияния после поражения в Крымской войне, приобретал особую актуальность.
Дело в том, что для осуществления новых политических задач были организованы новые морские экспедиции, в которых приняли участие русские писатели, в том числе друзья И.А.Гончарова: в экспедицию в Грецию на корвете «Баян» отправился Aп. H. Майков; в кругосветное плавание на корвете «Рында» — И.И.Льховский, талантливый, но рано умерший литератор, успевший опубликовать о своем путешествии очерки «Сан-Франциско» (1861) и «Сандвичевы острова» (1862); предложение Морского ведомства принял и Д.В.Григорович, плававший на фрегате «Ретвизан» под командой барона В.Ф.Таубе по Средиземному морю, результатом чего стала замечательная книга «Корабль “Ретвизан”».
Литературные отчеты о путешествиях печатались поначалу в ведущих журналах («Морской сборник», который благодаря этим материалам значительно увеличил свою подписку, «Отечественные записки», «Современник» и др.) и вызывали живейший отклик в читательской среде, имели воспитательное и просветительское значение, о чем и писал впоследствии Гончаров, отмечая в предисловии к третьему, вышедшему в 1879 г., изданию «Фрегата “Паллада”», что не счел себя вправе «уклоняться от повторения своей книги в печати», поскольку интерес к ней не убывает и «ее требуют воспитатели юношества и училищные библиотеки» 3. Именно со значением книги Гончарова для юношества и связаны слова в дарственной надписи о передаче издания сыну И.А.Акопова.
Адресатом еще одного публикуемого инскрипта является С.Л.Левицкий (1819–1898). В надписи на подаренной основателю и патриарху отечественной фотографии «Обыкновенной истории» (СПб., 1883) ключевыми можно счесть слова «от… старого знакомого»:
Сергею Львовичу
Левицкому
На доброе воспоминание от — искренно преданного старого знакомого и
автора
7 апреля
1884
Действительно, впервые И.А.Гончаров фотографируется у Левицкого в 1856 г. В том году Левицкий делает один из наиболее известных своих снимков — групповой портрет русских писателей — авторов журнала «Современник»: И.А.Гончарова, И.С.Тургенева, Л.Н.Толстого, Д.В.Григоровича, А.В.Дружинина, А.Н.Островского. В этой группе совершенно случайно не оказалось двух человек — Н.А.Некрасова (отсутствовал по нездоровью) и М.Е.Салтыкова-Щедрина. Обстоятельства этой съемки раскрывались, со слов Левицкого, в журнале «Русская старина», где четверть века спустя был воспроизведен снимок4.
В том же году Левицкий создал ряд одиночных портретов писателей, вошедших в 1857 г. в «Коллекцию портретов русских литераторов», небольшой тираж которой поступил в продажу5. Серия портретов писателей была также напечатана в «Русском художественном листке» В.Ф.Тима.
Современники отмечали, что фотографироваться Гончаров не любил: «Когда в 1873 г. литограф Чередеев в Москве просил у Ивана Александровича карточку для помещения в альбоме русских литераторов, Гончаров ответил письменно (18 апреля 1873 г.): “Я поищу нет ли у меня старой порядочной карточки. А новой делать не стану, как потому, что я скупой и денег на это тратить не хочу, так и по причине великой скуки, которую приходится претерпевать, сидя целое утро у фотографа. А идти к нему в качестве литературной известности и сниматься даром — это свинство, потому к фотографу меня надо тащить на веревке”»6.
Вероятно, поэтому, когда в 1884 г. Гончарову понадобились новые фотопортреты, он обратился к давнему знакомцу Левицкому, чья репутация располагала к взаимодействию более других. Так и возникли три фотопортрета, за которые Гончаров благодарит мастера в письме к нему:
7 апреля, 1884
Многоуважаемый
Сергей Львович,
Вы мне сделали к празднику приятнейший сюрприз!
Видя, как Вы обременены делом, я не решался и заикнуться о том, что мне крайне нужно бы к первому дню Пасхи две-три карточки, и даже совестился, что пришел к Вам в такое суетливое время!
И вот они, или оне (карточки) передо мною и как тонко, изящно вышло! Не нахожу слов благодарить Вас!
Вы правы: лучшая из них в профиль. Но ей не уступает и другая: с локтем на ручке кресла и с висящей кистью руки. Эти две — обе лучше!
Третья — с прижатыми локтями и сложенными вместе кистями рук — уступает тем двум — только тем, что одна кисть руки вышла угловата и рот как будто открыт немного.
Между тем этих последних находится в пачке пять: я буду просить после праздника переменить их мне на первые два образца!
В свою очередь позвольте и мне выразить Вам мою благодарность, чем могу, и представить Вам при этом вместе с поздравлением по случаю праздника, экземпляр моих сочинений! Старая история, но чем богаты, тем и рады!
Искренно всегда преданный Вам
И.Гончаров
Примечательно, что письмо это известно исследователям. Неполный его текст (без последнего абзаца и подписи) приводился в «Описании рукописей и изобразительных материалов Пушкинского дома» 7 по копии, хранящейся в ИРЛИ (Р.I. Оп. 5. №374). В «Летописи жизни и творчества И.А.Гончарова» также отмечен факт существования письма и его копии в ИРЛИ: «Апреля 7 <1884. — Т.С.>. Письмо к С.Л.Левицкому: благодарит за присланные свои фотографии. Посылает ему в дар полное собрание своих сочинений» 8.
Настоящая публикация позволяет придать ясность фразе «экземпляр моих сочинений», содержащейся в упомянутом письме, поскольку дарственная надпись на книге, отосланной Левицкому вместе с письмом, сделана на «Обыкновенной истории». Таким образом, речь идет не о Полном собрании сочинений, как полагали исследователи, а о переиздании первого романа Гончарова.
Что касается полученных от Левицкого фотографий, то уже через несколько дней одна из них была отправлена писателем А.Ф.Кони по случаю его именин с надписью: «Оригинал сей копии обнимает дорогого Анатолия Федоровича и поздравляет, сего 23 апреля 1884, в день Святого Анатолия» 9.
Примечания
1 Гончаров И.А. Фрегат «Паллада». Л., 1986. (Сер. «Литературные памятники»). С.10.
2 Кони А.Ф. Иван Александрович Гончаров // И.А.Гончаров. Очерки. Статьи. Письма. Воспоминания современников. М., 1986. С.548.
3 Гончаров И.А. Фрегат «Паллада». С.5.
4 См.: Русская старина. 1880. №4. С.871.
5 Подробнее об этом в: Семакова И. Галерея русских писателей Сергея Левицкого // Наше наследие. 1989. №5 (11). С. 130-135.
6 Русаков В. (Либрович С. Ф.) Случайные встречи с И.А.Гончаровым // И.А.Гончаров в воспоминаниях современников. Л., 1969. С. 166-167.
7 Описание рукописей и изобразительных материалов Пушкинского дома. Т.V. И.А.Гончаров. Ф.М.Достоевский. М; Л., 1959. С. 43-44 (к №239).
8 Алексеев А.Д. Летопись жизни и творчества И.А.Гончарова / Под ред. Н.К.Пиксанова. М.; Л., 1960. С. 263-268. URL: <http://feb-web.ru/feb/gonchar/alg-abc/alg-056-.htm>.
9 См.: Трепалина М.И. Указатель иллюстраций // И.А.Гончаров. Новые материалы и исследования. М., 2000. (Литературное наследство. Т.102). С. 713-716. URL: <http://feb-web.ru/feb/gonchar/critics/gmi/gmi-713-.htm>.
Подбор иллюстраций Т.Ю.Соболь