Журнал "Наше Наследие"
Культура, История, Искусство - http://nasledie-rus.ru
Интернет-журнал "Наше Наследие" создан при финансовой поддержке федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
Печатная версия страницы

Редакционный портфель
Библиографический указатель
Подшивка журнала
Книжная лавка
Выставочный зал
Культура и бизнес
Проекты
Подписка
Контакты

При использовании материалов сайта "Наше Наследие" пожалуйста, указывайте ссылку на nasledie-rus.ru как первоисточник.


Сайту нужна ваша помощь!

 






Rambler's Top100

Музеи России - Museums of Russia - WWW.MUSEUM.RU
   
Подшивка Содержание номера "Наше Наследие" № 102 2012

Т.В.Соколова

Т.В.Соколова

 

Автографы И.А.Гончарова из частного собрания

 

Ивану Алексеевичу
Акопову,
для передачи его милому сыну, с пожеланием благополучного плавания по житейским
волнам от старого путешественника и
автора.
28 августа 1882.

Эта дарственная надпись И.А.Гончарова на книге «Фрегат “Паллада”» 1879 года издания публикуется впервые. Об адресате этого инскрипта известно, что Иван Алексеевич Акопов (1844–1907) был педагогом и членом Русского технического общества, действовавшего в 1866–1929 гг., разрабатывал проект создания русской трудовой школы. По его мнению, ею могла бы стать реальная общеобразовательная школа с восьмилетним сроком обучения, с обязательным введением в учебные планы прикладной математики и русского языка, а также труда, который не только позволяет прививать учащимся определенные умения и навыки, но и способствует лучшему усвоению любого учебного материала, применению полученных знаний.

Книга «Фрегат “Паллада”», как известно, явилась результатом участия Гончарова в морской экспедиции, возглавлявшейся адмиралом Е.В.Путятиным (1803–1883) и отчасти совпавшей с Крымской войной (1853–1856). Экспедиция под видом обозрения российских колоний в Северной Америке должна была подготовить почву для русско-японского договора о торговле и границах. Гончаров был командирован в эту экспедицию «для исправления должности секретаря при адмирале» как «редактор докладов, отношений и предписаний»1. Он вел путевой журнал экспедиции, занимался перепиской адмирала, а в итоге стал летописцем похода, ознаменованного трудностями и опасностями.

Позиция в русско-турецком конфликте, более известном как Крымская война, «владычицы морей» Англии, входившей в антироссийскую коалицию, грозила экспедиции гибелью. А.Ф.Кони передает со слов И.А.Гончарова эпизод, «который, кажется, не оставил следа в истории Крымской войны по скромности и сдержанности участников»: «Когда в далеком Японском море адмиралом Путятиным было получено на “Палладе” известие об объявленной России Францией и Англией войне, он созвал к себе в каюту Посьета (командира фрегата) и, сколько мне помнится, Лесовского (старшего офицера) и, в присутствии Гончарова, связав их обязательством хранить тайну, объявил им, что, зная невозможность для парусного фрегата успешно сразиться с винтовыми железными кораблями неприятеля или уйти от него, он решил сцепиться с ним вплотную и взорваться...» 2.

Однако не опасные приключения во время плавания стали основным предметом изображения Гончарова, а его впечатления и наблюдения — географические, исторические, политические, этнографические и многие другие, запечатленные в очерках, составивших, в конце концов, книгу «Фрегат “Паллада”», первое отдельное издание которой появилось в 1858 г. Книга И.А.Гончарова превратилась в эталон жанра путешествий, который в новых политических условиях, в период реформирования российского флота при Александре II и возвращения Россией утраченного международного влияния после поражения в Крымской войне, приобретал особую актуальность.

Дело в том, что для осуществления новых политических задач были организованы новые морские экспедиции, в которых приняли участие русские писатели, в том числе друзья И.А.Гончарова: в экспедицию в Грецию на корвете «Баян» отправился Aп. H. Майков; в кругосветное плавание на корвете «Рында» — И.И.Льховский, талантливый, но рано умерший литератор, успевший опубликовать о своем путешествии очерки «Сан-Франциско» (1861) и «Сандвичевы острова» (1862); предложение Морского ведомства принял и Д.В.Григорович, плававший на фрегате «Ретвизан» под командой барона В.Ф.Таубе по Средиземному морю, результатом чего стала замечательная книга «Корабль “Ретвизан”».

Литературные отчеты о путешествиях печатались поначалу в ведущих журналах («Морской сборник», который благодаря этим материалам значительно увеличил свою подписку, «Отечественные записки», «Современник» и др.) и вызывали живейший отклик в читательской среде, имели воспитательное и просветительское значение, о чем и писал впоследствии Гончаров, отмечая в предисловии к третьему, вышедшему в 1879 г., изданию «Фрегата “Паллада”», что не счел себя вправе «уклоняться от повторения своей книги в печати», поскольку интерес к ней не убывает и «ее требуют воспитатели юношества и училищные библиотеки» 3. Именно со значением книги Гончарова для юношества и связаны слова в дарственной надписи о передаче издания сыну И.А.Акопова.

Адресатом еще одного публикуемого инскрипта является С.Л.Левицкий (1819–1898). В надписи на подаренной основателю и патриарху отечественной фотографии «Обыкновенной истории» (СПб., 1883) ключевыми можно счесть слова «от… старого знакомого»:

 

Сергею Львовичу

Левицкому

На доброе воспоминание от искренно преданного старого знакомого и

автора

7 апреля

1884

 

Действительно, впервые И.А.Гончаров фотографируется у Левицкого в 1856 г. В том году Левицкий делает один из наиболее известных своих снимков — групповой портрет русских писателей — авторов журнала «Современник»: И.А.Гончарова, И.С.Тургенева, Л.Н.Толстого, Д.В.Григоровича, А.В.Дружинина, А.Н.Островского. В этой группе совершенно случайно не оказалось двух человек — Н.А.Некрасова (отсутствовал по нездоровью) и М.Е.Салтыкова-Щедрина. Обстоятельства этой съемки раскрывались, со слов Левицкого, в журнале «Русская старина», где четверть века спустя был воспроизведен снимок4.

В том же году Левицкий создал ряд одиночных портретов писателей, вошедших в 1857 г. в «Коллекцию портретов русских литераторов», небольшой тираж которой поступил в продажу5. Серия портретов писателей была также напечатана в «Русском художественном листке» В.Ф.Тима.

Современники отмечали, что фотографироваться Гончаров не любил: «Когда в 1873 г. литограф Чередеев в Москве просил у Ивана Александровича карточку для помещения в альбоме русских литераторов, Гончаров ответил письменно (18 апреля 1873 г.): “Я поищу нет ли у меня старой порядочной карточки. А новой делать не стану, как потому, что я скупой и денег на это тратить не хочу, так и по причине великой скуки, которую приходится претерпевать, сидя целое утро у фотографа. А идти к нему в качестве литературной известности и сниматься даром — это свинство, потому к фотографу меня надо тащить на веревке”»6.

Вероятно, поэтому, когда в 1884 г. Гончарову понадобились новые фотопортреты, он обратился к давнему знакомцу Левицкому, чья репутация располагала к взаимодействию более других. Так и возникли три фотопортрета, за которые Гончаров благодарит мастера в письме к нему:

 

7 апреля, 1884

 

Многоуважаемый

Сергей Львович,

 

Вы мне сделали к празднику приятнейший сюрприз!

Видя, как Вы обременены делом, я не решался и заикнуться о том, что мне крайне нужно бы к первому дню Пасхи две-три карточки, и даже совестился, что пришел к Вам в такое суетливое время!

И вот они, или оне (карточки) передо мною и как тонко, изящно вышло! Не нахожу слов благодарить Вас!

Вы правы: лучшая из них в профиль. Но ей не уступает и другая: с локтем на ручке кресла и с висящей кистью руки. Эти две — обе лучше!

Третья — с прижатыми локтями и сложенными вместе кистями рук — уступает тем двум — только тем, что одна кисть руки вышла угловата и рот как будто открыт немного.

Между тем этих последних находится в пачке пять: я буду просить после праздника переменить их мне на первые два образца!

В свою очередь позвольте и мне выразить Вам мою благодарность, чем могу, и представить Вам при этом вместе с поздравлением по случаю праздника, экземпляр моих сочинений! Старая история, но чем богаты, тем и рады!

Искренно всегда преданный Вам

И.Гончаров

 

Примечательно, что письмо это известно исследователям. Неполный его текст (без последнего абзаца и подписи) приводился в «Описании рукописей и изобразительных материалов Пушкинского дома» 7 по копии, хранящейся в ИРЛИ (Р.I. Оп. 5. №374). В «Летописи жизни и творчества И.А.Гончарова» также отмечен факт существования письма и его копии в ИРЛИ: «Апреля 7 <1884. — Т.С.>. Письмо к С.Л.Левицкому: благодарит за присланные свои фотографии. Посылает ему в дар полное собрание своих сочинений» 8.

Настоящая публикация позволяет придать ясность фразе «экземпляр моих сочинений», содержащейся в упомянутом письме, поскольку дарственная надпись на книге, отосланной Левицкому вместе с письмом, сделана на «Обыкновенной истории». Таким образом, речь идет не о Полном собрании сочинений, как полагали исследователи, а о переиздании первого романа Гончарова.

Что касается полученных от Левицкого фотографий, то уже через несколько дней одна из них была отправлена писателем А.Ф.Кони по случаю его именин с надписью: «Оригинал сей копии обнимает дорогого Анатолия Федоровича и поздравляет, сего 23 апреля 1884, в день Святого Анатолия» 9.

 

Примечания

1 Гончаров И.А. Фрегат «Паллада». Л., 1986. (Сер. «Литературные памятники»). С.10.

2 Кони А.Ф. Иван Александрович Гончаров // И.А.Гончаров. Очерки. Статьи. Письма. Воспоминания современников. М., 1986. С.548.

3 Гончаров И.А. Фрегат «Паллада». С.5.

4 См.: Русская старина. 1880. №4. С.871.

5 Подробнее об этом в: Семакова И. Галерея русских писателей Сергея Левицкого // Наше наследие. 1989. №5 (11). С. 130-135.

6 Русаков В. (Либрович С. Ф.) Случайные встречи с И.А.Гончаровым // И.А.Гончаров в воспоминаниях современников. Л., 1969. С. 166-167.

7 Описание рукописей и изобразительных материалов Пушкинского дома. Т.V. И.А.Гончаров. Ф.М.Достоевский. М; Л., 1959. С. 43-44 (к №239).

8 Алексеев А.Д. Летопись жизни и творчества И.А.Гончарова / Под ред. Н.К.Пиксанова. М.; Л., 1960. С. 263-268. URL: <http://feb-web.ru/feb/gonchar/alg-abc/alg-056-.htm>.

9 См.: Трепалина М.И. Указатель иллюстраций // И.А.Гончаров. Новые материалы и исследования. М., 2000. (Литературное наследство. Т.102). С. 713-716. URL: <http://feb-web.ru/feb/gonchar/critics/gmi/gmi-713-.htm>.

 

 

Подбор иллюстраций Т.Ю.Соболь

И.А.Гончаров среди офицеров фрегата «Паллада». 1852. Фотография с дагеротипа. ГЛМ

И.А.Гончаров среди офицеров фрегата «Паллада». 1852. Фотография с дагеротипа. ГЛМ

Райская птица. Сувенир, привезенный И.А.Гончаровым из экспедиции на фрегате «Паллада». «Рисовая» (?) бумага, акварель, гуашь. Из архива М.Ф.Суперанского (ГЛМ). Публикуется впервые

Райская птица. Сувенир, привезенный И.А.Гончаровым из экспедиции на фрегате «Паллада». «Рисовая» (?) бумага, акварель, гуашь. Из архива М.Ф.Суперанского (ГЛМ). Публикуется впервые

Дарственная надпись И.А.Акопову на форзаце книги «Фрегат “Паллада”» (СПб., 1879). 28 августа 1882 года. Частное собрание. Публикуется впервые

Дарственная надпись И.А.Акопову на форзаце книги «Фрегат “Паллада”» (СПб., 1879). 28 августа 1882 года. Частное собрание. Публикуется впервые

Дарственная надпись С.Л.Левицкому на авантитуле книги «Обыкновенная история» (СПб., 1883). 7 апреля 1884 года. Частное собрание. Публикуется впервые

Дарственная надпись С.Л.Левицкому на авантитуле книги «Обыкновенная история» (СПб., 1883). 7 апреля 1884 года. Частное собрание. Публикуется впервые

Письмо С.Л.Левицкому. Первая страница автографа. 7 апреля 1884 года. Частное собрание

Письмо С.Л.Левицкому. Первая страница автографа. 7 апреля 1884 года. Частное собрание

Письмо С.Л.Левицкому. Последняя страница автографа. 7 апреля 1884 года. Частное собрание

Письмо С.Л.Левицкому. Последняя страница автографа. 7 апреля 1884 года. Частное собрание

Группа писателей — сотрудников журнала «Современник». Слева направо, сидят: И.А.Гончаров, И.С.Тургенев, А.В.Дружинин, А.Н.Островский; стоят: Л.Н.Толстой, Д.В.Григорович. С.-Петербург. 15 февраля 1856 года. Фотография С.Л.Левицкого. ГЛМ

Группа писателей — сотрудников журнала «Современник». Слева направо, сидят: И.А.Гончаров, И.С.Тургенев, А.В.Дружинин, А.Н.Островский; стоят: Л.Н.Толстой, Д.В.Григорович. С.-Петербург. 15 февраля 1856 года. Фотография С.Л.Левицкого. ГЛМ

И.А.Гончаров. С.-Петербург. 1884. Фотография С.Л.Левицкого. ГЛМ

И.А.Гончаров. С.-Петербург. 1884. Фотография С.Л.Левицкого. ГЛМ

И.А.Гончаров. С фотографии С.Л.Левицкого 1884 года. Обложка еженедельника «Солнце России» (1916. Сентябрь. №344). К 25-летию со дня смерти. ГЛМ

И.А.Гончаров. С фотографии С.Л.Левицкого 1884 года. Обложка еженедельника «Солнце России» (1916. Сентябрь. №344). К 25-летию со дня смерти. ГЛМ

И.А.Гончаров. Гравюра Ю.Барановского с фотографии С.Л.Левицкого 1884 года. «Нива» (1888. №1). ГЛМ

И.А.Гончаров. Гравюра Ю.Барановского с фотографии С.Л.Левицкого 1884 года. «Нива» (1888. №1). ГЛМ

 
Редакционный портфель | Подшивка | Книжная лавка | Выставочный зал | Культура и бизнес | Подписка | Проекты | Контакты
Помощь сайту | Карта сайта

Журнал "Наше Наследие" - История, Культура, Искусство




  © Copyright (2003-2018) журнал «Наше наследие». Русская история, культура, искусство
© Любое использование материалов без согласия редакции не допускается!
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № 77-8972
 
 
Tехническая поддержка сайта - joomla-expert.ru