Владимир Потресов
фото Татьяны Наместниковой
Возрожденный храм в Гололобове
В десяти километрах от Коломны, если ехать на юго-запад по Озерскому шоссе, находится старинное село Гололобово с восстановленным в последние десятилетия храмом Рождества Христова.
Сюда завернули мы, направляясь в деревни Новосёлки и Дубёнки, где были исчезнувшие после революции усадьбы, связанные с именами и событиями, не забытыми до сих пор. В Гололобове предстал перед нами необычно красивый, краснокирпичный храм, чем-то неуловимо напоминающий собор Василия Блаженного.
Молодой, энергичный и приветливый настоятель храма Рождества Христова протоиерей Дионисий (Басов) показал нам церковь. Толково, как профессиональный историк, рассказал о Гололобове и о непростом прошлом этой православной обители. Кстати, прошлое села и церкви в Гололобове очень хорошо изложены на сайте храма. Его самостоятельно модерирует, видимо, весьма продвинутый в компьютерном деле современный батюшка — знаковая примета XXI века! Маленькая деревенская церковь, притаившаяся в глубине России, имеет собственный сайт, исполненный и духовного содержания, и насыщенный полезной любознательному современнику информацией. Дальнейшее наше повествование во многом опирается на рассказ отца Дионисия и материалы сайта www.gololobovo-hram.ru .
Гололобово — «…село Коломенского уезда, Большого Микулина стана». В писцовых книгах XVI века записано: «За Иваном Ивановым сыном Шерефединова старая вотчина село Гололобово, на речке на Коломенке, а среди села пруд, да в селе церковь рождество Хрисьтово, древяна клецки». С 1807 по 1820 год селом владел и жил здесь со своей семьей Иван Иванович Дмитриевский (1754–1828). В XVIII–XIX веках частями села в разное время владели помещики Мещаниновы, Дашковы и Вельяшевы.
В селе с XVI века стояла Христорождественская церковь, построенная боярином Шерефединовым для духовного окормления своей семьи и крестьян. К середине XVIII века деревянное здание храма пришло в негодность, но благодаря заботам и усердию священника Никиты Стефановича церковь в очередной раз была обновлена. В 1789 году под нее разрешили подвести каменный фундамент, покрыть тесом, сделать два верхних яруса иконостаса, возвести колокольню и обнести храм оградой. Однако, по другим данным, новый сруб для церкви был в 1790 году куплен у помещика Волконского из села Кривцы, и вместо ветхой церкви просто поставили новую, также во имя Рождества Христова. Такова была обычная практика во времена господства деревянного зодчества. Людская память донесла имена первого настоятеля того Христорождественского храма священника — Михаила и последнего — священника Александра.
Строительство нового каменного храма и обновление всей жизни в селе Гололобове связаны с трудами настоятеля, священника Иоанна Карпова. Ревностный пастырь Иоанн Карпов окончил в 1877 году Московскую Духовную семинарию и был назначен учителем в школу при Старо-Голутвинском монастыре Коломны. В 1887 году он был рукоположен в священнический сан и назначен настоятелем «храма Рождества Христова с. Гололобово, Протопоповской волости Коломенского уезда». Это был весьма бедный приход. Чтобы отвести людей от пьянства и иных пагубных пристрастий, отец Иоанн решил построить необычайно красивый храм, призванный изменить местную жизнь.
В 1888 году на средства помещика, церковного старосты Гридина и его жены Аполлинарии Дмитриевны был заказан проект у известного московского архитектора Дмитрия Евгеньевича Виноградова, выпускника Московского училища живописи, ваяния и зодчества со званием классного художника архитектуры, члена Московского архитектурного общества. К 1893 году Каменный храм Рождества Христова с трехъярусной колокольней в стиле позднего классицизма был выстроен. Венчал храм шатровый купол с кокошниками и четыре главки с витыми маковками. Шатровое завершение имела и колокольня, украшенная арками и кокошниками. Маленькие шатры возвышались над западной и южной папертями.
Помещик Гридин, врач по образованию, хотел, чтобы престол построенной им церкви был освящен в честь святого великомученика и целителя Пантелеймона. Но Священный Синод по существующей уже испокон веков традиции постановил освятить церковь, как и прежде — в честь Рождества Христова.
Отец Иоанн открыл в селе общество трезвости, церковно-приходскую школу (позже получившую отдельное здание), приходское попечительство о бедных, построил чайную, в которой сам стал распорядителем. В 1916 году отец Иоанн был возведен в сан протоиерея. Церковным старостой в это время был помещик села Дубёнки статский советник Алексей Ростиславович Расторов. Сохранились фотографии Расторовых начала ХХ века, сделанные в Дубёнках, где среди гостей имения запечатлен и отец Иоанн. В декабре 1918 года протоиерей Иоанн Карпов из-за болезней и старости оставил службу. В 1926 году он скончался и был похоронен за алтарем построенного им храма. Недавно обнаружена его могила.
После революции гололобовский храм подвергся жестокому поруганию. С него сбросили колокола, разрушили колокольню, а в самом храме последовательно располагались зернохранилище, скотобойня (!), клуб и грибоварка. В перестроечные годы в храме был устроен склад азотных удобрений. Они оказались наиболее губительны для здания. Отец Дионисий рассказывает, что когда в 1995 году он начал регулярные богослужения в разрушенном, но уже переданном РПЦ храме, то в нем можно было выдержать всего несколько минут, а затем целый день не избавиться от пагубного влияния испарений, которые источали пропитанные ядом стены. Да и сейчас, когда входишь в церковь, легкий запах мочевины преследует вас постоянно. Но время лечит, и Христорождественский храм в Гололобове живет, хотя осталось еще немало работы для полного его восстановления.
А затем отец Дионисий повел нас туда, где когда-то была старая деревянная церковь и кладбище. Пройдя метров триста, мы оказались на берегу живописного пруда на самом краю села. Теперь здесь заросшее травой поле — то ли выгон для скота, то ли просто пустырь. О кладбище напоминают лишь вросшие в землю три очень старые могильные плиты-надгробия. Стершиеся надписи на них прочитать без специальной лабораторной техники невозможно. В 1960-х годах кладбище в Гололобове уничтожили. И вот смотрели мы на это покрытое пожухлой травой поле, никому по сути не нужное, и поражались родной нашей России и людям нашим. Попробовали бы где-нибудь в Европе ни с того ни с сего уничтожить древнее, известное с XVI века кладбище, в церкви устроить скотобойню, а могильные плиты и памятники забросить невесть куда. «Трубопровод какой-то здесь прокладывали, — перекрестился отец Дионисий, — вот и погубили всё. А памятники и могильные плиты, как местные вспоминают, в воду побросали». И он показал на окруженный плакучими ивами пруд. Возможно, когда-нибудь его удастся обследовать и, быть может, найти там выброшенные надгробия.
Одному Богу известно, что стало с костями тех, кто был похоронен в этой поруганной, перекопанной, превращенной в выгон для скота святой земле. Прекрасно, что отец Дионисий решил хоть как-то привести в порядок бывшее кладбище и привлек к этому благому делу молодых прихожан, учащихся церковноприходской школы при храме. Возможно, удастся установить на месте, где было кладбище, покаянный крест или иной памятный знак.
Храм Рождества Христова в Гололобове, как и встарь, становится центром духовной жизни окрестных сел. У него есть друзья и благотворители. В реставрации Христорождественской церкви приняли участие расположенные по соседству Карасёвский керамический и Гололобовский кирпичный заводы, чья история уходит в дореволюционные годы. Восстановительные работы в храме продолжаются и сегодня.
Сколько еще на Руси разбросано поруганных, разрушенных церквей. Но то, что увидели мы в Гололобове, вселяет надежду на возрождение истиной церковной жизни в глубине России.