Журнал "Наше Наследие"
Культура, История, Искусство - http://nasledie-rus.ru
Интернет-журнал "Наше Наследие" создан при финансовой поддержке федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
Печатная версия страницы

Редакционный портфель
Библиографический указатель
Подшивка журнала
Книжная лавка
Выставочный зал
Культура и бизнес
Проекты
Подписка
Контакты

При использовании материалов сайта "Наше Наследие" пожалуйста, указывайте ссылку на nasledie-rus.ru как первоисточник.


Сайту нужна ваша помощь!

 






Rambler's Top100

Музеи России - Museums of Russia - WWW.MUSEUM.RU
   
Подшивка Содержание номера "Наше Наследие" № 102 2012

Евгений ЛОМАКО

Евгений ЛОМАКО

 

Фото Т.Наместниковой, М.Савина

 

CЛАВНЫЙ ГОРОД КОЛОМНА

 

Понятие «малый город» включает множество смыслов — от заштатной миргородской косности до очаровательной неспешности, дающей пищу живой мысли. Вопрос в том, как взглянуть, а еще — когда. Коломна — провинциальный город, в котором неизбежно отражены и соллогубовская прелесть русской земли с вечным сном обывателя; и противоречие столичного и провинциального образов жизни, где, с одной стороны, развитие и потребность обновления, а с другой — сохранение и упрочение. Само слово «провинция» в переводе с латинского означает произрастание, новые побеги.

835-летняя история Коломны начиналась от маленькой пограничной крепостцы Рязанского княжества. Уже в первые века своего существования она стала играть роль важнейшего стратегического пункта Рязанского, а затем Московского княжеств. Постепенно, по мере отдаления границ, Коломна превращалась в торговый центр, а в конце XIX века стала промышленным городом.

Было время, когда и Москва не поражала размерами, однако дальнейшие события сильно ее изменили. А Коломна, почти ровесница столицы, лежащая в ста километрах юго-восточнее от нее при впадении реки Москвы в Оку, — малый по нынешним меркам город, несмотря на то, что в давние века судьбы Москвы и Коломны во многом схожи. Оба находились на стыках древних торговых и военных путей, близки они и по первоначальным планам, жизненному укладу, традициям. Весной 1433 года, — после исхода из Москвы великокняжеского двора вместе с боярами, не желавшими служить Юрию Звенигородскому и галичанам, в город с епископской кафедрой, — Коломна чуть было не стала новой столицей Руси. Много общего и в архитектурном замысле этих городов. Так, ряд исследователей считает, что постройкой Коломенского кремля руководил Алевиз Фрязин (Старый), который участвовал в возведении стен и башен Московского кремля. И действительно, кремль в Коломне несет итальянские черты, да и по площади, периметру, высоте и толщине стен, числу башен близок столичному. А в Москве, например, село Коломенское, вотчина великих князей и царей, возводилось бежавшими от ордынцев выходцами из Коломны. Именно отсюда, из Коломенского, пошла знаменитая «коломенская верста» — необычно высокий верстовой столб на пути правителей в их подмосковную резиденцию.

Москва постоянно усиливалась, возводя новые и новые кольца укреплений, а Коломне, оказавшейся после разгрома степняков в тылу столичного города, этого уже не требовалось. Поэтому и застройка города не стала оборонно-концентрической, а приобрела черты гражданской регулярности, прямоугольные кварталы, как того со временем потребовали принципы классицизма конца XVIII века. Впрочем, не стала Коломна и провинциальным подобием блистательного Санкт-Петербурга, оставшись традиционно московским, скорее, подмосковным городом, частично сохранившим характерные «нерегулярные» черты и даже одноименные с Белокаменной названия.

Арбат принято считать «знаковой» московской улицей. А между тем есть Арбатская улица и в старой Коломне. Стремленная на рубеже XVIII–XIX веков, соединяет она проезд Артиллеристов с берегом Москвы-реки безо всякого намека на «регулярность». Сегодня ученые, разгадывая таинственный смысл «странного названия», почти единодушно относят его к древнему, происходящему от арабского, слову, которое с определенным артиклем произносится как «аррабат», что означает пригород, предместье. Как и тезка в столице, коломенская Арбатская улица некогда и вела в такие предместья. Связана она и с именами знаменитых литераторов. В доме № 7 по Арбатской улице, например, у «Николы-на-посадьях», как называли это место в честь находящегося здесь храма Николы Посадского, с 1917 года жил Борис Пильняк, обосновавшийся в Коломне несколькими годами ранее. Помнит Арбатская улица Анну Ахматову, коломенскую фотографию которой в 1936 году сделал Лев Горнунг, с которым они вместе с Сергеем Шервинским тщетно искали дом, где жил Пильняк, — поэтессу с 1924 года связывали с Борисом Андреевичем добрые отношения, он даже делал ей предложение. Ныне здесь установлена памятная доска «невстречи». Остались и стихи Ахматовой, посвященные той поездке.

На Арбатской улице, в соседнем доме № 10 установлена и мемориальная доска в память проживавшего здесь протоиерея Н.М.Ковальского. Вообще, в Коломне существует добрая традиция — благодарные коломенцы установили доски доски, например, на доме, где останавливался А.И.Куприн в кремле, врача М.А.Лозовского, писательницы В.А.Любимовой, профессора-музыканта А.В.Свешникова и других.

Для Н.М.Карамзина Коломна не была родным городом, однако он желал воочию увидеть места, которые играли важную роль в русской истории, и осенью 1803 года предпринял сюда поездку. «Бедные люди мои, конечно, не понимают, как можно по грязи ездить для удовольствия и в Коломне искать любопытного!»1, — писал он из Коломны 14 сентября. «Желаете ли знать, когда и кем построен сей город? Никто вам того не скажет, — уклонился от точного ответа историк. — Летописи в первый раз упоминают об нем в конце XII века; он, может быть, древнее и гораздо древнее Москвы. Вообще имя Коломны встречается в истории по двум случаям: или татары жгут ее, или в ней собирается русское войско итти против татар...»2

Русский писатель, почитатель и последователь Карамзина, Н.Д.Иванчин-Писарев (1794–1849) родился и жил в Москве, однако и он оставил эссе «Прогулки по древнему Коломенскому уезду»3, в котором, в частности, писал о том, как атаман Заруцкий и Марина Мнишек после разорения Коломны в 1612 году поселились в доме вблизи села Городище (ныне район, где находится древнейшее сооружение города, — церковь Иоанна Предтечи на Городище): «понаделали засады, окопались и даже выстроили острог или деревянную крепость».

В письме к И.И.Лажечникову (1790–1869) от 3 ноября 1835 года А.С.Пушкин писал: «Позвольте, милостивый государь, благодарить вас теперь за прекрасные романы, которые все мы прочли с такою жадностию и с таким наслаждением. Может быть, в художественном отношении “Ледяной дом” и выше “Последнего Новика”, но истина историческая в нем не соблюдена, <…> но поэзия останется всегда поэзией, и многие страницы вашего романа будут жить, доколе не забудется русский язык»4. Писатель и государственный деятель Лажечников — выходец из коломенского купечества. Из семьи коломенских священников происходит религиозный философ Н.П.Гиляров-Платонов (1824–1887), редактор и издатель газеты «Современные известия».

«Коломна, некогда славная твердыня, охранявшая окский берег от степных татарских набегов, а после — крупнейший центр хлебной торговли, в наши дни жила сонной жизнью провинциального города. Вековое молчание ее кремля нарушалось стоном гудков окрестных фабрик. Гармоника загулявшего мастерового изредка оглашала ее полусонные улицы. Но все же это был славный городок»5 — так пишет экономист-аграрник, писатель-утопист и фантаст А.В.Чаянов (1888–1937). Тут «наши дни» — это уже ХХ век.

На Успенской улице в Коломенском кремле жила Зинаида Ивановна Нат, старшая сестра А.И.Куприна. Ее муж, Станислав Генрихович Нат, работал лесничим в Зарайском уезде, граница которого проходила тогда по Оке. Куприн был заядлым охотником и приезжал в Коломну, чтобы вместе с Натом поохотиться в коломенских и зарайских лесах. По его просьбе писатель трудился здесь четыре месяца землеустроителем. По воспоминаниям жены Александра Ивановича, были они в Коломне на Пасху в апреле 1902 года. Приезжал сюда Куприн и позже.

В ряде его рассказов прототипом героев является С.Г.Нат, например, в «Черной молнии» главное действующее лицо — Турченко — написано с Ната, человека интереснейшей судьбы: воспитанника Петровской лесной академии, лесничего в Подмосковье, затем в Череповце и Великом Устюге. Он хорошо знал северные леса, был корреспондентом журналов «Богатства Севера» и «За работу», писал в «Записках общества изучения местного края», был автором многих книг по лесному хозяйству.

Дом Натов недавно восстановлен. Быть может, пройдет немного лет, его покроет патина времени, и тогда он утратит вид новодела, и станет таким, каким видел его А.И.Куприн сто лет тому назад.

Летом 1926 года калужанин И.С.Соколов-Микитов (женатый на коломчанке Л.И.Малофеевой) со своим дру­гом К.А.Фединым путешествовали по рекам Угре и Оке в лодке по имени «Засупоня». Намеревались дойти по Волге до Астрахани. Дошли до Коломны, остановившись в доме тещи Соколова-Микитова. С той поездки остались четыре его письма-рассказа: «У белого камня», «Судьба брыкаловской барыни», «Карла на сухих ножках», «На перекате».

Высокая духовность коломенской земли связана в первую очередь с именем выдающегося проповедника, ученого, богослова, советчика трех российских императоров, автора текста Манифеста 1861 года, митрополита Московского и Коломенского Филарета; Коломна — кафедральный град архиерея, митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия.

Именно в Коломне собирал войска Дмитрий Донской перед решающим сражением с Мамаем, открывшим новую страницу истории Руси. Примечательно, что вклад Коломны в военную историю России распространяется и на ХХ век. Здесь появился на свет будущий создатель школы морского стратегического ракетостроения, автор принятых на вооружение ВМФ трех поколений морских ракетных комплексов Виктор Петрович Макеев. В Коломне долгие годы работал и возглавлял секретный «почтовый ящик» С.П.Непобедимый, создатель лучших в мире тактических и оперативно-тактических ракетных комплексов, а также другого высокоточного оружия.

Секретные предприятия, размещенные в Коломне, способствовали тому, что во второй половине ХХ века она оказалась в списке «закрытых» городов и со всеми своими уникальными памятниками не вошла в «Золотое кольцо России», и лишь в последние два десятилетия смогла беспрепятственно демонстрировать архитектурные шедевры и памятные места. Как ни покажется странным, но именно это помогло городу сохранить особую атмосферу, способствующую формированию подлинного чувства дома, то, что можно назвать настоящим, непоказным патриотизмом.

Выгодное расположение Коломны при впадении Москвы-реки в Оку, на пересечении древних торговых путей позволяло ей быстро восстанавливаться после различных невзгод. Этому способствовали регулярные и крупные поставки хлеба, сырья и различных промыслов. В XVIII веке изделия тульских мастеров железного дела во множестве шли по Оке через Коломну и далее по Москве-реке в древнюю столицу; регулярный характер имели поставки железа, стали, чугуна, металлических предметов быта с заводов И.Р.Баташова6. К началу XIX века «…значительная часть хлеба шла не столько в Волгу, сколько к Коломне и далее — водным и гужевым путем к Москве»7. У села Дединова близ устья Москвы-реки сложился центр судостроения, где каждый год на продажу готовилось до 65 судов — орловских полубарок и стругов8.

Постоянно росло и население, и территория города. Еще в средневековье, в состав Коломны вошли пригородные села Репенское и Бабышево, составившие, соответственно, ядро Ямской и Гончарной слобод.

В 1780-х годах на посаде различали Купеческую, Запрудную, Митяеву и Ямскую слободы, которые насчитывали 14 больших улиц и 86 переулков. 16 января 1784 года был утвержден генеральный план Коломны. За основную направляющую регулярной сетки улиц была принята выпрямленная дорога Москва — Рязань; план кардинально поменял облик Коломны. К 1911 году город насчитывал только 45 улиц и переулков, 6 площадей и три общественных сада.

В 1927 году в черту города вошло село Боброво, в тридцатые годы — Сандыри, Бачманово, Городищи, Подлипки, Малое Колычево и Протопопово (ныне поселок имени Кирова). В 1960 году Коломна шагнула за Оку — к ней был присоединен город Щурово. Сегодня в городе более 200 улиц, 21 переулок, 18 проездов, 2 проспекта, 2 бульвара, 2 набережные, 2 шоссе и 4 площади.

В 2010 году Коломна осталась в заметно обедненном общероссийском списке из 41 поселения, определенном приказом Министерства культуры РФ и Министерства регионального развития9. Связано это с тем, что в Коломне имеется свыше 400 памятников федерального и областного значения, сосредоточенных главным образом в старой части города. Сохранение такого количества памятников — гордость коломенцев, однако и высокая обязанность, накладываемая не только на городские власти, но и на жителей.

Исторически пространство Коломны находилось в постоянном движении: менялся облик улиц, появлялись новые дома, кардинально перестраивались культовые здания, зачастую происходило безжалостное стирание предшествующего. Застой, затишье в трансформации городского облика, как это ни покажется странным, связаны с «кипучим», но относительно бедным советским временем. Однако именно тогда были разрушены свыше десятка колоколен, ряд церквей и часовен, мерзость забвения поселилась в храмах, превращенных в склады, клубы, другие «не богоугодные» заведения.

Последние двадцать лет город, как и вся страна, оказавшийся в новых экономических реалиях, стремительно менял свой быт, что неизбежно вело к утрате самобытного облика Коломны. «Предпринимательская» активность, не встречавшая должного отпора, попирающая правила и законы, лишила город ряда уютных особнячков XIX века, деревянного театра Коломенского завода эпохи модерна, водонапорной башни на железнодорожном вокзале… В то же время в Коломне сейчас активно восстанавливаются и действуют храмы, ведутся работы по сохранению некоторых памятников деревянной архитектуры, разрабатываются проекты развития исторической части города.

Центр Коломны — ее кремль. Первое, на что обращаешь внимание, — территория Коломенского кремля не заповедник, а жилое пространство, и приезжим сразу становится очевидно, что город не музей под открытым небом, а живой организм. На улицах кремля можно услышать звуки стройки, увидеть вновь возводимые дома. Большинство строений на его территории отреставрированы, ухожены. Конечно, следует соблюдать меру при создании в древнем кремле новоделов, да и излишняя театрализация со всякого рода ряжеными городовыми не говорит о хорошем вкусе.

Когда-то все пространство кремля было защищено двухкилометровой стеной, по периметру которой стояли 16 башен, в трех из которых имелись проездные ворота. Коломенский кремль возводился по указа­нию великого князя Московского Василия III русскими мастерами под руководством итальянских зодчих. Закладка состоялась 25 мая 1525 года, и 15 августа 1531 года работы были закончены. До нашего времени сохранилось 7 башен и 2 прясла стены.

Со стороны Москвы исторический центр Коломны встречает приезжих Коломенской башней. Стройная, высотой в 31 метр 19-гранная восьмиэтажная башня когда-то являлась западной сторожевой вышкой города и охраняла Московско-Рязанскую дорогу. Диа­метр башни 11 метров, толщина стен внизу составляет 4,5 метра, суживаясь до трех метров вверху — этим инженерным приемом достигалось снижение давления на нижние части сооружения. Внутри башни проходят кирпичные лестницы. Верхняя часть башни, украшенная пояском декоративных машикулей, напоминает зубчатую корону.

Кладка Коломенского кремля называется каменно-кирпичной: внутренние и наружные стороны стены выложены кирпичом, а между ними забутован белый камень, и кусок прясла старой стены, сложенной таким образом, можно видеть у Коломенской башни. Называют ее еще Круглой, или Маринкиной. Последнее название связано с легендарной историей польской авантюристки Смутного времени Марины Мни­шек, в которой вымысел тесно переплетен с реальными событиями.

Марина Мнишек, жена Лжедмитрия I и Лжедмитрия II, оказалась в Коломне 25 июля 1611 года: «А была за нею Коломна вся, а чины у ней были царьския все: бояре и дворяне, и дети бояр[с]кие, и стольники, чашники и ключники, и всякие дворовые люди. А писалася “царицею” ко всем бояром и воеводам. А боярыни у нея были многия от радныя, и мать Трубецкого князя Дмитрея была же»10. Марина с сыном от Лжедмитрия II находилась в городе до 17 июня 1612 года, когда к ней прибыл ее любовник атаман Ивашка Заруцкий, который грабит и поджигает Коломну. «И, взяв жонку да и малого, с Коломны пошол к Шатскому, и тут его не пустили, и он в город в Сапожек, а ис Сапожка на Михайлов, а с Михайлова на Воронеж да на Ливну. И в те городы его не пустили же. А под Ливною у него побили…»11. Предание гла­сит: после того, как Марина Мнишек была поймана, ее замуровали в Коломенской башне за ложь и обман, чтобы другим неповадно было. Здесь она, якобы, и умерла от тоски по воле. Рассказывают еще, что обернулась Маринка сорокой и улетела через окно-бойницу... Любопытно, что вороны никогда не садятся на крышу башни, а иногда, сбившись в стаю, начинают кружить над ней.

Далее прясло стены завершается Грановитой башней, наиболее близко расположенной к главной артерии города — улице Октябрьской революции (бывшей Астраханской; к слову, пора бы вернуть улицам и площадям города их исторические имена). Назва­ние башня получила от своей формы: прямоугольная с внутренней стороны и шестигранная снаружи, подобных в Коломенском кремле не было. На юго-восточной стороне кремля расположились четырехугольные башни: Алексеевская (Погорелая), Спасская, Симеоновская, Ямская. Завершают­ся башни шестым ярусом-галереей с зуб­цами, как и на стенах, в форме ласточкина хвоста.

До середины 1970-х годов пространство подле Коломенской и Грановитой башнями занимали стародавние одно- и двухэтажные дома, снесенные к 800-летию города, что, конечно, изменило облик Кремля. Тогда же реставрировались стены и башни, которые обрели четырехскатные крыши, настилы по ярусам. При восстановлении двух прясел кремлевской стены, к сожалению, не все вышло, как задумывалось: если прясло между Коломенской и Грановитой башнями выглядит хорошо, то отходящее от Ямской, отреставрировано неровным, поскольку использовался некачественный кирпич. Потом наступило новое запустение, башни опять ветшали, лишились деревянных настилов и дверей. Ситуация стала меняться, когда был создан муниципальный военно-исторический спортивно-культурный комплекс «Коломенский кремль», активно взявшийся за реставрацию башен.

Среди сохранившихся кремлевских сооружений — Пятницкие ворота, от которых началось его строи­тельство. Башня ворот — трехъярусная, ее высота — 29 метров, хотя реставраторы доказали, что первоначально она равнялась 35 метрам; длина — 23, ширина — 13. Основной объем башни снабжен небольшой отводной стрельней. В результате реставрационных работ на Пятницких воротах восстановлены металлические зонты, а на внутренней стороне — изображения наиболее почитаемых в Коломне святых, в нише установлена почитаемая особо в Коломне Донская икона Богоматери. К воротам примыкает кирпично-белокаменная часовня, выстроенная в 1830-х – 1840-х годах во имя святой Параскевы Пятницы. Здесь, в образце культовой архитектуры малых форм стиля зрелого классицизма, долгие десятилетия находилась керосиновая лавка. Часовня понесла многочисленные утраты, но в конце 2008 года была передана общине храма Николы Гостиного, начавшей ее восстановление.

За кирпичной оградой со стройными вы­сокими башнями с белокаменными поясами — территория Успенского Брусенского женского монастыря. Это один из двух монастырских комплексов в Коломенском кремле. Основан монастырь в 1552 году, после взятия Казани Иваном IV Грозным, заложившим здесь каменную шатровую церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы. По преданию, изначально он был мужским — первыми насельниками обители стали участники Казанского похода. После событий Смутного времени, в начале XVII столетия, Брусенский монастырь значится как девичий. Расцвет монастыря пришелся на вторую половину XIX века, при игуменье Олимпиаде (настоятельница с 1848 по 1873 год). В 1852–1855 годах возводится Крестовоздвиженский собор, один из крупнейших в Коломне. В 1922 году монастырь закрыли, в храмах прекратились службы. Крестовоздвиженский собор лишился пяти барабанов с главками, в нем разместили склад, а в Ве­ликую Отечественную войну в его подвале устроили бомбоубежище. Колокольню Брусенского монастыря разобрали, ее место нынче обозначено на части ограды, выкрашенной в белый цвет. В 1970-х – 1980-х годах Успенскую церковь реставрировали, и ей возвращен прежний облик. 13 октября 1997 года митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий с амвона этого храма зачитал решение Священного синода Русской православной церкви о возобновлении монашеской жизни в Коломенском Успенском Брусенском монастыре.

В южной части Соборной площади Коломенского кремля находится комплекс Свято-Троицкого Ново-Голутвина женского монастыря. Здесь когда-то располагался дворец Коломенского епископа. Учреждение Коломенской епархии, возникшей не позднее 1353 года, подчеркивало значимость Коломны для Московского княжества. Кафедру епархии занимали выдающиеся церковные деятели: Герасим, благословивший Дмитрия Донского перед походом на Куликово поле; Иов, первый русский Патриарх. В семинарии при архиерейском доме учился Василий Михайлович Дроздов, митрополит Московский и Коломенский Филарет (1782–1867), ныне небесный покрови­тель города. Коломенская епархия просуществовала до конца 1799 года, когда по докладу Синода император Павел I своим указом упразднил ее. Синод, считаясь с древностью Коломенской кафедры, постановил наряду с ее упразднением перевести в архиерейский дом Голутвин монастырь, находившийся недалеко от впадения Москвы-реки в Оку. Созданный монастырь стали называть Ново-Голутвиным. Он действовал до 1920-х годов. После закрытия здесь располагались управление уездной и городской милиции, лазарет, швейно-ремонтная артель, мастерская «Мособлхудфонда», общежития, коммунальные квартиры… В 1989 году монастырский комплекс, первым в Московской области, был передан Русской году православной церкви. До наших дней сохранились жилой архиерейский дом с домовой Покровской (Сергиевской) церковью (возведена в 1823 году с чертами псевдоготики), Троицкая церковь, семинарский и консисторский корпуса. В нижнем этаже архиерейского корпуса находится одностолпная палата XVI века; в XVII–XVIII веках здание неоднократно перестраивалось. Семинарский корпус, возведенный в 1680-е годы, вначале играл роль административного. Консисторский корпус, ныне дом настоятельницы, одна из наиболее ранних построек монастыря, возведен в первой половине XVII века. Монастырь окружает ограда с воротами и башнями.

В 1777 году в Коломне произошел пожар, в котором серьезно пострадал архиерейский дом. Императрица Екатерина II выделила 12 тысяч рублей на его поправление. Перестройкой архиерейского подворья руководил архитектор Алексей Миронов. В 1825 году в монастыре строится 55-метровая колокольня со Святыми воротами в основании. Главный храм обители — Троицкий — сооружен в 1705 году в стиле московского барокко. Впоследствии он неоднократно переделывался. Храм этот бесстолпный, одноглавый, поставлен на высоком сводчатом подклете (с 1990 года в подклете размещается церковь в честь блаженной Ксении Петербургской с керамическим иконостасом, выполненным в византийском стиле). В 1999 году на территории обители построена и расписана руками сестер каменная часовня в честь блаженной Ксении и блаженной Матроны. В 2001 году возведена деревянная часовня в честь святого равноапостольного князя Владимира и великомученицы Анастасии Узорешительницы12.

На центральной площади кремля, Соборной, помимо комплекса Ново-Голутвина монастыря, расположены и другие интересные постройки, в первую очередь Успенский собор. Первый Успенский кафедральный собор здесь был воздвигнут в 1382 году в память о победах русских воинов на реке Воже (в 1378 году) и на поле Куликовом (в 1380 году). И выглядел он иначе. Историки архитектуры реконструируют его в виде трехглавого, на высоком подклете, с междуярусным резным поясом, украшенным пирамидой кокошников. Предполагают, что в росписи собора принимал участие Феофан Грек. Его же кисти приписывают и Донскую икону Богоматери, хранившуюся в Успенском соборе. В 1670-х годах собор времен Дмитрия Донского разобрали и на его месте мастером Милешкой (Мелентием) Алексеевым «с товарищи» по заказу коломенского архиепископа Иосифа было возведено новое здание. После пожара 1739 года де­ревянную кровлю собора «о четырнадца­ти фронтонах» — по числу прясел — заменили железной, крытой на четыре ската. В 1802 году по новому рисунку переделали главы Успенского собора. Крупное «поновление» здания происходило в 1887–1894 годах. В ходе работ были утрачены аркатура на барабанах, наличники окон (эти элементы восстановили при реставрации фасадов в 1958–1963 годах под руководством архитекторов Е.Р.Куницкой, А.В.Усачева, Я.Н.Яворской).

40-метровая шатровая колокольня подле Успенского собора возведена в 1692 году. Массивный куб ее основания несет широкий восьмерик звона, увенчанный шатром с тремя рядами слухов. Когда-то на колокольне были установлены часы с боем.

К шатровой колокольне примыкает пятиглавый зимний Тихвинский храм. Существует предание о строительстве церкви этого посвящения еще в XVI веке. Но достоверно известно о возведении Тихвинской зимней церкви «коштом коломенского купца и содержателя суконной фабрики Ивана Тимофеева сына Мещанинова». Тихвинский храм был освящен в 1776 году. В середине XIX века староста Успен­ского собора купец второй гильдии Филипп Назарович Тупицын внес капитал на строительство двух приделов к Тихвинской церкви, что подразумевало разборку существующего здания. Десятилетие потребовалось на согласование проекта, и в 1861 году строительство шестистолпного трехапсидного храма было завершено.

Напротив северных дверей Успенского собора находится церковь Воскресения. В ее предшественнице 18 января 1366 года великий князь Московский Дмитрий Иванович (будущий Донской) венчался с суздальской княжной Евдокией. Церковь меняла внешний и внутренний облик: белокаменный сводчатый подклет сохранился от начала XVI века, а здание неоднократно реконструировалось и перестраивалось в XVIII–XIX столетиях. Храм украшали древние иконы, которые сейчас находятся в Государственной Третьяковской галерее: «Сошествие во ад» (храмовая икона XIV века) и «Троица ветхозаветная» (начало XVI века; возможно, что это был один из первых списков рублевской «Троицы»). Следует, наверное, в дальнейшем подумать о том, чтобы вернуть храму исторические святыни.

Раскопки 2001 года около церкви Воскресения позволили не только представить храм во всем объеме и выявить некрополь XIV–XVIII веков, но также увидеть интереснейшие граффити на белокаменном подклете.

 

Кроме средневековых построек, в Коломенском кремле буквально на каждом шагу встречаешь архитектурные памятники, относящиеся к концу XVIII–XIX векам. Вот улица Лажечникова. Сейчас здесь отреставрировали старинные дома, в которых прежде были инжекторный завод Башкина и Зяблова, затем арматурный, а позже — воскозавод. Десять лет назад в них открылась галерея современного искусства. Рядом скругленными углами и фасадом обращает на себя внимание здание, построенное в первой половине XIX века, где проводились заседания Коломенской городской Думы и находилась городская управа.

А рядом, в усадьбе Колчинского, с 2007 года разместился Коломенский краеведческий музей. Сохранились в кремле улицы первой половины XIX века, на одной из которых есть и небольшие одноэтажные дворянские особняки в стиле ампир, выстроенные по «образцовому проекту».

Недавно благотворительный фонд «Коломенский кремль» совместно с департаментом городского хозяйства приступили к возрождению исторического облика деревянных построек. Сегодня восстановлены дом № 10 по улице Лазарева с мезонином, известный как «Дом Куприна» и дом под № 17 по ул. Лажечникова, который краеведы соотносят с домом соляного пристава Александра Ивановича Горлицына — героя автобиографической повести И.И.Лажечникова. Реставрацию дома № 10 по улице Казакова произвел Свято-Троицкий Ново-Голутвин монастырь. Дом построен в 1815 году дворянами Ананьиными, в 1849 году перешел в собственность купцов-москательщиков Львовых, ныне принадлежит монастырю.

Увы, в последние годы среди построек кремля возникло несколько «новорусских особняков», диссонирующих с окружающей исторической застройкой. А открытый в 2006 году Конькобежный центр Московской области «Коломна» объемом перекрывает панораму кремля и заслоняет перспективу исторического центра города.

Торговый центр старой Коломны — площадь Двух революций, названная так по решению митинга, состоявшегся 30 октября 1927 года, в память жертв событий 1905 и 1917 годов, вместе с тремя скверами занявшая территорию Гостиного двора, Житной площади, Бабьего рынка и Лубянской площади.

На площади, где городской архитектурной доминантой возвышается 63,5-метровая колокольня церкви Иоанна Богослова, построенная в 1826–1846 годах в честь победы русских войск в Отечественной войне 1812 года, находятся постройки различных эпох. Колокольня соединена непосредственно с храмом Иоанна Богослова. Впервые деревянный храм возник в XVI веке, потом сгорел, а в середине XVIII — возрожден в камне. В первой половине XIX столетия храм перестроен, причем своеобразным «дополнением» к церкви и колокольне послужило каре торговых рядов в стиле ампир (1865; перестройка 1960-х годов). Это строительство закрепило за храмом Иоанна Богослова статус «церкви на торгу». В церкви хранится уникальная белокаменная барельефная икона XVI века с разобранных в 1820-х годах Ивановских ворот кремля, на которой изображено Святое семейство13 (позднее стали считать, что на иконе изображена Богоматерь с младенцем и Иоанном Богословом, что согласовывалось как с названием ворот, так и с храмом).

Напротив церкви Иоанна Богослова — усадьба Ложечниковых. Во второй половине XVIII — начале XIX века Ложечниковы, разбогатев на поставках в Московскую губернию соли, относились к одним из влиятельных людей города. Из этой семьи происходит основатель жанра русского исторического романа Иван Иванович Лажечников14. По разновременным постройкам усадьбы — главный дом, флигель и доходный дом — можно проследить историю формирования городской усадьбы. Так, расположение главного дома в задней части двора характерно для многих коломенских усадеб, поскольку при прокладке новых улиц по регулярному плану, из-за несовпадения старой и новой планировок усадебные дома оказывались в глубине, а границы участков закрепляли небольшие флигели. Ныне в главном доме и флигеле располагается филиал Коломенского краеведческого музея.

Рядом с усадьбой — отделение Госбанка, выстроенное в стиле конструктивизма (начало 1930-х годов), чуть дальше — дом Эйнера, эпохи модерна. Сочетание разных архитектурных стилей и удивляет, и привлекает внимание, и создает особую архитектурную ауру Коломны.

«Золотой век» коломенского купечества, длившийся с середины XVIII по шестидесятые годы XIX столетия, сохранен в архитектуре улиц коломенского Посада. Капиталы, полученные от торговли, купцы Екатерининской эпохи вкладывали в промышленность: так возникли ткацкие фабрики, многочисленные заводы. Одевается в камень и Коломна: церкви перестроены в кирпиче, на Посаде возникают многочисленные купеческие усадьбы. Начало каменного гражданского строительства в Коломне, за пределами кремля, можно отнести к рубежу XVII–XVIII веков. Одним из ранних представителей каменной застройки является сохранившийся до нашего времени так называемый дом воеводы (Посадский переулок, 13)15. Это старейшие в Коломне жилые палаты рубежа XVII–XVIII веков, имеющие выразительный декор, частично восстановленный в ходе ремонтно-реставрационных работ, проведенных в 1950-х годах под руковод­ством Е.Р.Куницкой.

К концу XVIII века число каменных домов в Коломне достигло 145, около пятой части от общей застройки. Известный историк архитектуры М.В.Фехнер подчеркивала необычность этого явления для уездного города, обращая внимание на то, что, например, в Рязани в 1837 году каменные дома составляли всего 8 процентов застройки.

До наших дней дошло немало строений той эпохи, среди которых несколько десятков относятся к последней четверти XVIII века. Выделяется усадьба Ивана Тимофеевича Мещанинова (проезд Артиллеристов, 7), могущественного коломенского купца, которого в конце XVIII века называли «коломенским богом». Эта усадьба сложилась в 1760-х годах при его суконной фабрике, открытой в 1754 году. В XVIII веке это была типичная коломенская купеческая усадьба, одна из тех, которые описаны Н.П.Гиляровым-Платоновым: «…город был собранием отдельных усадеб; каждая усадьба сама по себе и была своего рода замком, огражденным вместо рва и подъемного моста двором, забором и воротами»16.

Но усадьба Мещанинова отличалась размахом и богатством. Дом с парком, фабричные строения и огород занимали целый квартал. Главный дом дворцового стиля (единственный в городе), построенный с элементами школы В.В.Растрелли, представляет собой как бы миниатюрную копию санкт-петербургского Зимнего дворца. 15 октября 1775 года, на второй день своего визита в Коломну, Екатерина II посетила новый дом И.Т.Мещанинова, бывшего тогда членом городского магистрата. Интерьеры украшали изразцовые печи, которые имели значение самостоятельных художественных произведений и свидетельствовали (как и печь из дома Шевлягиных) о высоком уровне развития художественной керамики в Коломне в XVIII веке. Одна из «мещаниновских» печей, современная постройке дома, перевезена в 1913 году в Москву и установлена в палатах Волкова (дом Юсуповых) в Большом Харитоньевском переулке.

В 1860-х годах усадьба купцов Мещаниновых досталась в виде наследства Варваре Иосифовне Сазоновой, и сегодня нередко именуется «Домом Сазоновых».

И, протягивая незримую нить в старые времена, закончим наш рассказ вновь на Арбатской улице, где время у Николы-на-Посадьях будто остановилось, где 25 декабря (ст. с.) 1920 года писал Борис Пильняк:

«…Над городом поднималось солнце, всегда прекрасное, всегда необыкновенное. Над землею, над городом проходили весны, осени и зимы, всегда прекрасные, всегда необыкновенные. Веснами старухи ходили к Николе-Радованцу, к Казанской на богомолье, слушали жаворонков, тосковали об ушедшем. Осенью мальчишки пускали змеев с трещетками. Осенями, зимним мясоедом, после Пасхи работали свахи, сводили женихов с невестами, купцов с солдатками, вдовами и «новенькими», — на смотринах почтовые чиновники разговаривали с невестами о литературе и географии; невеста говорила, что она предпочитает поэта Лажечникова, а жених предпочитал писателя Надсона. <…> На Николу вешнего, на Петров день, на масленую были в городе ярмарки, приезжали шарманщики, фокусники, акробаты, строились балаганы, артисты сами разносили афиши, и после ярмарок купцы ходили тайком к доктору Елеазарычу. Зимой по субботам ходили к водопойщику в баню. Водопойщик устраивал деревянный навес до самой реки, до проруби, и купцы, напарившись крепко, летали стремительно нагишом до проруби окунуться разок-другой. По воскресеньям же зимним были кулачные бои, бились с ямскими и реденевскими, начинали с мальчишек, которые кричали: — «Давай! Давай!..» — кончали стариками. <…> Последний раз город жил семьдесят лет назад. Была у России такая эпоха, — черт его знает, как назвать эту эпоху!»17

То была эпоха, — скажем мы из XXI века, — постепенного, но непреклонного утверждения России как единого, мощного, независимого государства. В фундаменте этой, увы, канувшей в Лету империи была и древняя Коломна

 

 

Примечания

1 Карамзин Н.М. Путешествие вокругъ Москвы. Письмо первое из Коломны от 14 Сентября // Коломенский альманах. Вып.11, 2007. С.239.

2 Там же.

3 Иванчин-Писарев Н.Д. Прогулка по древнему Коломенскому уезду. М., 1843. С. 132-133. См также:Коломенский альманах. Вып. 9. 2005. С. 453-477.

4 Пушкин А.С. Полное собрание сочинений в 10 т. Л.: Наука, 1979.

5 Чаянов А.В. История парикмахерской куклы, или последняя любовь московского архитектора М. Романтическая повесть, написанная ботаником Х. и иллюстрированная антропологом А. М.: Издание автора, 1918. См. также: Коломенский альманах. Вып. 11. 2007. С. 133-152.

6 ЦИАМ. Ф.47. оп.1. Д.249023. Л. 196-198.

7 Истомина Э.Г. Водные пути России во второй половине XVIII – начале XIX века. М.: Наука, 1982. С.104.

8 РГАДА. Ф.16. Оп.1. Д.968. Л. 20-21.

9 Приказ Министерства культуры РФ и Министерства регионального развития РФ от 29 июля 2010 г. № 418/339 «Об утверждении перечня исторических поселений».

10 Пискаревский летописец. Полное собрание русских летописей. Т. 34. М., 1978. С.216.

11 Там же. С. 218-219.

12 За подвиги человеколюбия Анастасию назвали Узорешительницей (облегчающей оковы).

13 Сюжет со Святым семейством не известен в русской иконографии, но свойственен итальянской культуре, что служит еще одним аргументом в пользу строительства Коломенского кремля выходцами из Италии.

14 Существует легенда, что писатель сознательно поменял букву в своей фамилии, чтобы тем отдалиться от купеческого сословия Ложечниковых.

15 О ранней дате постройке свидетельствует и легенда, приписывающая постройку дома семейству Годуновых (Веденская Н. Исторические места Коломны //Коломенский рабочий. № 166 (3565), 1939. 20 июля. Вполне вероятно, дата постройки дома относится к началу XVIII в. Не стоит исключать возможность того, что договор подряда от 27 марта 1701 г. (свидетелем выступал К.Мымрин) между членом гостиной сотни И.И.Ушаковым и И.Осиповым (в свою очередь нанявшего 1 апреля 1701 г. Г.Евсевьева на «каменное палатное дело») относится именно к постройке «дома воеводы» (Словарь архитекторов и мастеров строительного дела Москвы XV – середины XVIII века. М., 2008. С. 152, 222, 426). Такое предположение тем более оправданно, если учесть, что данное строение соответствовало статусу И.И.Ушакова, который вел обширную торговлю, в первую очередь солью. Также он торговал сукнами, писчей бумагой и другими товарами, закупая их на ярмарках (Голикова Н.Б. Торговые связи городов Подмосковья в конце XVII – начале XVIII века // Русский город: ист.-метод. сб. М.,1976. С.93).

16 Впервые: Гиляров-Платонов Н.П. Автобиографические воспоминания, напечатанные в «Русском Вестнике» (с 1883 г.), под общим заголовком: «Из пережитого». Позже: Гиляров-Платонов Н.П. Из пережитого. В двух частях. М., 1886.

17 Пильняк Б. Повесть непогашенной луны. Рассказы, повести, роман. М.: Правда, 1990. (Биб-ка журн. «Знамя»).

Пятницкие ворота Коломенского кремля

Пятницкие ворота Коломенского кремля

Панорама исторического центра Коломны и бывшей Ямской слободы

Панорама исторического центра Коломны и бывшей Ямской слободы

Кремль и Коломенская (Марины Мнишек) башня. Открытка начала ХХ века

Кремль и Коломенская (Марины Мнишек) башня. Открытка начала ХХ века

Коломна. Река Москва. Открытка начала ХХ века

Коломна. Река Москва. Открытка начала ХХ века

Панорама Кремля и вид на понтонный мост через Москву-реку. Фото 2000-х годов

Панорама Кремля и вид на понтонный мост через Москву-реку. Фото 2000-х годов

Вид на Пятницкие ворота и железнодорожный мост через Москву-реку. Фото 1980-х годов

Вид на Пятницкие ворота и железнодорожный мост через Москву-реку. Фото 1980-х годов

Храм Архангела Михаила. Вид с моста через р. Коломенку

Храм Архангела Михаила. Вид с моста через р. Коломенку

Улица Зайцева (бывшая Каширская)

Улица Зайцева (бывшая Каширская)

Астраханская улица. Открытка начала ХХ века

Астраханская улица. Открытка начала ХХ века

А.А.Ахматова и С.В.Шервинский у Пятницкой башни Коломенского кремля. 16 июля 1936. Фото Л.Горнунга

А.А.Ахматова и С.В.Шервинский у Пятницкой башни Коломенского кремля. 16 июля 1936. Фото Л.Горнунга

Северо-западное прясло и Коломенская башня кремля

Северо-западное прясло и Коломенская башня кремля

Донская икона Божьей Матери и изображения почитаемых в Коломне святых на Пятницких воротах кремля

Донская икона Божьей Матери и изображения почитаемых в Коломне святых на Пятницких воротах кремля

Колокольня церкви апостола и евангелиста Иоанна Богослова

Колокольня церкви апостола и евангелиста Иоанна Богослова

Репинская улица. Открытка начала ХХ века

Репинская улица. Открытка начала ХХ века

Торговые ряды. Фото середины ХХ века

Торговые ряды. Фото середины ХХ века

Реставрационные работы в Коломне и окрестностях начались в 1960-е годы

Реставрационные работы в Коломне и окрестностях начались в 1960-е годы

Панорама Успенского Брусенского монастыря в кремле

Панорама Успенского Брусенского монастыря в кремле

Улица Болотникова в кремле. Вид на комплекс Свято-Троицкого Ново-Голутвина монастыря и Успенский собор

Улица Болотникова в кремле. Вид на комплекс Свято-Троицкого Ново-Голутвина монастыря и Успенский собор

Улица Лажечникова (бывшая Брусенская) в кремле

Улица Лажечникова (бывшая Брусенская) в кремле

Коломна. Кремль. Соборная площадь. Открытка начала ХХ века

Коломна. Кремль. Соборная площадь. Открытка начала ХХ века

Мещанская улица. Открытка начала ХХ века

Мещанская улица. Открытка начала ХХ века

Улица Лазарева и вид на Соборную площадь

Улица Лазарева и вид на Соборную площадь

Дом Сазоновых

Дом Сазоновых

Церковь Николы-на-Посадьях

Церковь Николы-на-Посадьях

А.А.Ахматова в Коломне у дома № 12 по Арбатской улице. Слева колокольня церкви Николы-на-Посадьях, близ которой жил Б.Пильняк. 16 июля 1936. Фото Л.Горнунга

А.А.Ахматова в Коломне у дома № 12 по Арбатской улице. Слева колокольня церкви Николы-на-Посадьях, близ которой жил Б.Пильняк. 16 июля 1936. Фото Л.Горнунга

 
Редакционный портфель | Подшивка | Книжная лавка | Выставочный зал | Культура и бизнес | Подписка | Проекты | Контакты
Помощь сайту | Карта сайта

Журнал "Наше Наследие" - История, Культура, Искусство




  © Copyright (2003-2018) журнал «Наше наследие». Русская история, культура, искусство
© Любое использование материалов без согласия редакции не допускается!
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № 77-8972
 
 
Tехническая поддержка сайта - joomla-expert.ru