Галерея
журнала «Наше наследие»
Александр Корноухов, Дмитрий
Шаховской, Лена Мунц, Юрий Герчук, Феликс Бух
Озаряющий
смысл творчества
Попробую
сказать, чем для меня является искусство. Это путь и реализация тех внутренних
духовных сил человека, которые в нем заложены. Это дар, помогающий человеку
раскрывать смысл и закономерности жизни, духовный ее смысл. И в этом плане
всякое большое искусство религиозно независимо от того, верующим или неверующим
человеком оно создается. Это основополагающее свойство искусства живет в каждой
настоящей картине, старой и современной, и, общаясь с картиной, мы, часто
необъяснимым образом, ощущаем прежде всего тот глубокий, озаряющий все смысл,
который в ней живет и который создан человеческим духом. Создан с помощью красок,
пластики, всех средств, которые художник находит, приобретает, ищет постоянно.
А.Д.Лукашевкер.
Из письма к одной из учениц Заочного народного университета искусств.
Невозможно
представить все наследие Александры Давыдовны Лукашевкер (1925–1992), так как
ее работы всегда были с ней, имели определенный знак в каждом образе времени,
прожитом художником.
Конечно,
огромной жизненной удачей Али (так называли ее близкие) оказалось то, что ее
учителем в Строгановке стал П.В.Кузнецов, который сумел передать свой опыт и
развить присущее Але чувство поэтического пространства. А это стало возможным
лишь при глубоком органичном идеализме, свойственном и самому Кузнецову. Ведь в
искусстве мы ищем не оправдания, то есть описания предметного мира, а правды,
то есть воплощения того, что находится в нашей душе и проявляется как рефлексия
на зримое.
Судьба
Али была драматичной, даже, пожалуй, трагичной, но этот трагизм никогда не
выплескивался в ее творчество. Потому что Але в высшей степени была свойственна
ответственность за среду, в которую она не позволяла вносить диссонансы своего
личного горя или личного неблагополучия. Трагическое она воспринимала как
неотъемлемую составляющую жизни, а не как доказательство жестокости или
абсурдности бытия. Именно потому, по-моему, в Але не было разрыва с миром, в
котором предназначение личности она понимала как ответственность перед целым
мирозданием. И космос в Алином изображении — это не ракеты, или спутники, или
бесконечное пространство, это — иное, нечто соразмерное человеческому чувству и
умозрению, узнаваемое и одновременно мистическое.
Однако
главным Алиным качеством, распространявшимся не только на ее личную жизнь и
отношения с людьми, но и на творчество, и на искусство в целом, было целомудрие
— в высоком значении этого слова. Можно назвать имена художников, близких ей по
духу, любимых ею, — таких как В.Табенкин, В.Гридин, В.Вейсберг, А.Айзенман,
Б.Чернышев, В.Эльконин, В.Губарева, Е.Григорьева, К.Эдельштейн, Т.Шиловская, —
но невозможно говорить об антагонистах Али.
Алина
живопись на редкость монументальна, в ней, в этом цветовом расплаве, каждый
фрагмент крепко держит тему. Здесь нет деления на время и пространство — все
является таким глубоким и масштабным событием, что в него можно погружаться
бесконечно. Вот тут и чувствуется кузнецовская школа.
Она
много общалась с самыми разными людьми, отчасти благодаря своей работе в
Заочном народном университете искусств. Среди ее корреспондентов-учеников были
и крестьяне, и ученые, и жители национальных окраин, и заключенные. Это был мир
людей, не опосредованный социальными или деловыми связями. Вплавленное
пространство слова, направление к конкретному образу, разделяемое учителем и
учеником, несет в себе убежденность художнической свободы, драгоценность
творческого устремления.
Художник
— это человек, стремящийся к «пороговым» ситуациям, к переходу в другое
состояние. Надо сказать, что в Алином случае был дан самый мирный вариант
подобного стремления.
Когда
у Али стала развиваться катаракта, а потом и глаукома, врачи запретили ей писать,
и та сила, которую мы видим в ее живописи, перешла в вышивки. Казалось бы, эта
новая для Али техника имела свои пределы. Конечно, все знают замечательные
средневековые гобелены, в них много интересного, но с точки зрения сегодняшнего
мира они кажутся бесполезными. А вот Алина вышивка — это же не брошка и не
настенная работа, — она как-то сияет сама по себе, как огонек на ладони,
обжигая.
Александр
Корноухов
Судьба
не обделила Алю учителями: она училась в Строгановке у Павла Варфоломеевича
Кузнецова, рисовала в мастерской Бориса Петровича Чернышева, с ним как
помощник, а иногда как соавтор выполняла монументальные работы. Ученичество
никогда не становилось подражанием; Аля усвоила высокие принципы старших, не
повторяя манеру или прием. А скорее, она и не знала этих соблазнов – так сильно
было в ней свое видение цвета и света в природе, что ее холсты на первый взгляд
кажутся тусклыми, словно несфокусированными, но при более длительном созерцании
из глубины возникают и разгораются яркие сгустки цвета, идут волны света,
утверждая свою реальность, являя строгую и стройную красоту. Среди этих холстов
легко дышать, с ними можно жить постоянно – и видеть каждый день по-новому.
Вынужденная
из-за болезни отказаться от масляной живописи и работы непосредственно с натуры,
Аля нашла замену, которая дала ей новые возможности и породила новый жанр, —
живописное шитье.
Здесь
соединилось вековое женское ремесло с профессиональным опытом живописца и
композиционным даром монументалиста. Поэтические образы, сохраненные памятью
или рожденные мимолетным восхищением, обретают вещественное выражение и входят
в быт как предметы. Тем не менее они очень близки к поэзии.
По
архитектонике, предельной лаконичности, силе и яркости выражения лирического
или эпического переживания эти вещи сродни маленьким японским трех- и
пятистишиям — хокку, танка.
А
крохотные «портреты» — меньше спичечного коробка — напоминают
стихотворения-послания «К***», и несут улыбку, или дружеский привет, или шутку.
Все
эти вещи драгоценны не ювелирной отделкой — они сияют простой, детской
радостной красотой.
Дмитрий
Шаховской
Меня
завораживал Алин образ жизни, его интеллектуальные и духовные параметры. Алин
досуг всегда был подготовкой к дальнейшему творчеству: философия, поэзия,
музыка, не становясь «умствованием», превращались в ее живое восприятие мира.
Когда смотришь невероятное количество будто повторяющих друг друга ее рисунков
и живописных этюдов, поражает Алина способность раскрывать в частном и
обыденном образ целого мира. Через много лет после Алиной кончины я поняла, что
это были не просто этюды к каким-то работам, а Аля так наслаждалась жизнью.
Будучи с собой всегда честна, Аля делала большие холсты, где считала себя
обязанной быть точной, — в этих же, коротких, ни к чему не обязывающих, этюдах
она была совершенно, полностью свободна. И, пожалуй, только в вышивках у нее
счастливо соединяется свобода и точность выражения.
Лена
Мунц
В
наследии художницы главными оказались работы камерного масштаба и строя —
живопись, преимущественно пейзажная, рисунки пером, наконец, очень своеобразные
вышивки последних лет ее жизни. Она была, можно сказать, прирожденным и притом
культурно воспитанным живописцем с тончайшим чувством цвета и конструктивным
ощущением ритмически-пространственной целостности избираемого ею натурного
мотива. А.Лукашевкер писала маслом, но поверхность ее этюдов оставалась
по-фресковому легкой и светлой благодаря непринужденной свободе широкого мазка
и очень осторожному использованию тяжелых, темных тонов, заменяемых
серебристо-синими и лиловатыми. В ее рисунках — трепетная подвижность тонких,
экономно ложащихся линий, их музыкальная вибрация, осторожная легкость
прикосновений пера к бумаге — «как бы касание им предмета, его деталей,
передача их драгоценности», — поясняла художница. Наконец — вышивки,
совершенная оригинальность которых состоит в том, что это для нее тоже сугубо
живописная техника. Ее стежок свободно ложится на ткань подобно миниатюрному
точному цветовому мазку. Со своим фоном и соседними стежками он находится
преимущественно в колористических и лишь отчасти фактурных отношениях. И потому
ее крошечные вышитые пейзажи, миниатюрные головки, цветы, при всей их тонкой
декоративности, отличаются чисто живописной целостностью колорита и пластики.
Юрий
Герчук
Время
и пространство Аля очень понимала. И была доверчива ко всему, что это время
давало и что ее в нем завораживало и удивляло.
Есть
тайна слова, имеющего неведомое соприкосновение с происходящим, — я всегда
боюсь, что сказанное в это происходящее не впишется. Вот произнес слово — и оно
проросло как дерево. Мне кажется, что Аля — это вот такое слово.
Достойное
место в искусстве Аля уже заняла, но, по-моему, она свое время опередила. И ее
час еще настанет, и люди придут еще к пониманию ее удивительного таланта. Вот в
Государственном музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина теперь хранится
более 100 Алиных работ и во Всероссийском музее декоративно-прикладного и
народного искусства — 70. Устраивая выставки Алиных работ, я часто боюсь, что
на мощных, кирпичных стенах они «пропадут», затеряются… А они светятся, как
окна, и оживляют все вокруг.
Феликс
Бух