Ю.В.Диденко
Роберт Фальк: «Вдруг придет
счастье…»
Воспоминания Ангелины Васильевны Щекин-Кротовой (1910–1992),
вдовы выдающегося живописца XX века Роберта Рафаиловича Фалька (1886–1958),
относятся к особому жанру — жанру устных мемуаров. Они были записаны на
магнитную пленку литературоведом Виктором Дмитриевичем Дувакиным (1909–1982).
В 1966 году в творческой судьбе В.Д.Дувакина произошла
катастрофа: преподаватель МГУ, исследователь творчества Владимира Маяковского,
он был изгнан с филологического факультета после выступления в защиту своего
ученика А.Д.Синявского на известном судебном процессе1. Только благодаря ректору МГУ,
академику И.Г.Петровскому, он получил возможность остаться в университете в
ином качестве и пятнадцать последних лет жизни (1967–1982) занимался сбором
устных воспоминаний известных деятелей отечественной культуры и науки первой
трети XX века — современников бурной и жестокой эпохи, и «их
сверстников-свидетелей», создав уникальное собрание фонодокументов. «Я
записываю на магнитную ленту воспоминания людей, родившихся в конце прошлого
столетия и в самом начале нынешнего», с целью сохранить для будущего «живую
атмосферу эпохи, эмоциональный статус поколения талантливых русских людей,
последние из которых сейчас все чаще уходят». «Я работаю для XXI века»2.
В.Д.Дувакин начал эту работу в конце 1960-х годов на кафедре
научной информации МГУ3. Три из четырех бесед с А.В.Щекин-Кротовой4 записаны им в
1975 и 1976 годах; последняя, четвертая, была проведена его ученицей В.Ф.Тейдер
уже после смерти Дувакина, в феврале 1986 года. Встрече Виктора Дмитриевича с
Ангелиной Васильевной содействовала А.В.Азарх-Грановская (сестра третьей жены
Р.Р.Фалька), семь бесед с которой состоялись ранее, в 1968–1973 годах5.
Очевидно, что интерес Дувакина к Щекин-Кротовой как к вдове
Фалька не был случаен. Фальк органично вписывался в тот круг одержимых и
опальных творцов, который прежде всего интересовал ученого6, и Ангелина
Васильевна как преданная спутница художника и самый близкий ему человек на
протяжении без малого двадцати лет (1939–1958) была незаменимой собеседницей.
Встречи Дувакина с ней почти совпали с изданием в ГДР первой монографии о
творчестве Роберта Фалька, написанной Д.В.Сарабьяновым, благодаря которой
находившееся практически под запретом имя мастера вышло из забвения и начало
обретать международную известность7. Следует отметить решающую роль Щекин-Кротовой в появлении
этой первой книги о Фальке: она подготовила документальную часть
(биографический и научно-справочный разделы, документально-иллюстративный
материал из архива семьи художника), и ей, владевшей немецким языком, удалось
убедить издателей в необходимости выпустить такую монографию.
Личность Ангелины Васильевны незаурядна и привлекательна
сама по себе. Корни ее семьи связаны с украинским городом Лебедин (Сумской уезд
Харьковской губернии), где ее дед Николай Евграфович Щекин-Кротов, выпускник
Харьковского университета, был известным общественным деятелем и
благотворителем: главой Лебединской земской управы (1910), основателем и
попечителем местной мужской гимназии (1906–1919). А.В. родилась 5 июня (н. ст.)
1910 года в Лебедине. Ее отец и братья были выпускниками московских высших
школ, в семье постоянно поддерживался интерес к литературе, театру и музыке
(дворянский русский род Щекиных восходит к началу XVII века). В начале 1920-х
годов семья перебралась в Москву, где в 1927 году Ангелина Васильевна окончила
среднюю школу (бывшую Алферовскую гимназию), а затем экскурсионно-переводческое
отделение факультета немецкого языка Московского института новых языков (1933).
В 1933–1936 годах она работала гидом-переводчиком в
«Интуристе», а также вела семинар по истории русского искусства на материале
Третьяковской галереи (для гидов, не получивших специального
искусствоведческого образования). В 1936 году она была приглашена на работу в
Центральный дом художественного воспитания детей, где до 1940 года занималась в
кружках с детьми дошкольного возраста и организовывала выставки детского
рисунка. В этих стенах и произошло в 1939 году первое знакомство Ангелины
Васильевны с Робертом Фальком — встреча, которой суждено было вылиться в долгие
годы «трудного счастья» рядом с художником. Годы войны они провели в эвакуации
в Самарканде (1941–1943). По возвращении в Москву, из-за ярлыка «жены
формалиста и космополита», Щекин-Кротова не смогла продолжить работу на прежнем
месте. Лишь в 1948 году ей удалось устроиться в Московский автомеханический
институт на должность старшего преподавателя кафедры иностранных языков, где
она проработала вплоть до ухода на пенсию (1966).
Муза и модель «зрелого» Фалька, Ангелина Васильевна на
протяжении почти двадцати лет их совместной жизни была «добрым гением»
домашнего очага, разделяя все тяготы жизни с выдающимся, но не имевшим
официального признания мастером. В эти трудные для художника годы Фальк не
прекращал упорной творческой работы, чему во многом способствовала помощь и
поддержка жены. Не удивительно, что ее образ многократно воплощался художником
в разные годы, представая на портретах чудесно преображенным и глубоким. «Ты
для меня вовсе не красавица, а что-то совсем другое. Я не хочу устраивать из
тебя красивую модель», — говорил Фальк8.
Всё отпущенное ей судьбой время после ухода художника из
жизни Ангелина Васильевна посвятила самоотверженной работе по сохранению и публикации
его обширного наследия: каталогизировала оставшиеся в мастерской работы и
составляла к ним развернутые комментарии, устраивала персональные выставки
произведений Фалька по всему Советскому Союзу, распределяла его полотна и
рисунки в собрания достойных музеев и в лучшие частные коллекции, публиковала о
нем статьи и книги9.
В частной переписке она так определила свою миссию: «Я не деловая женщина и
никогда ею не буду. У меня есть свои идеи и, быть может, свои предрассудки,
свои мечты, что в будущем творчество Фалька получит заслуженное признание. [Для
этого я живу — зачеркнуто]. Этому я должна служить»10.
Публикацией своих воспоминаний о Фальке она начала
заниматься в 1960-е годы, еще до визитов Дувакина, и плодотворно продолжила в
1980-е11.
Некоторые ее мемуарные записи до сих пор не изданы и хранятся в фонде Фалька,
который передан ею в 1984 году в РГАЛИ12. По словам М.В.Алпатова, благодаря заботливым и
целеустремленным усилиям вдовы «судьба Фалька-художника как бы получила свое
продолжение после физической его смерти»13. Значительность ее вклада справедливо
отмечена Д.В.Сарабьяновым, наградившим ее титулом «образцовой вдовы»: «Сегодня
вряд ли у кого-то возникнет сомнение в том, что Фальк является классиком
русского искусства первой половины XX века. Разумеется, прежде всего, это
заслуга самого художника. Но в какой-то мере признанию этой истины мы обязаны и
Ангелине Васильевне Щекин-Кротовой»14.
Конечно же, главным героем ее устных воспоминаний был сам
художник. Обладая исключительной памятью и несомненным литературным даром,
Ангелина Васильевна с большой теплотой и душевной щедростью рассказывает
увлекательные новеллы о конкретных эпизодах и ситуациях, о встречах Фалька со
многими людьми, создавая выразительные словесные портреты тех, с кем он работал
и дружил. В круг творческого общения мастера входили известные лица — художники
(В.А.Фаворский, А.В.Куприн), писатели и поэты (И.Г.Эренбург, В.Б.Шкловский,
И.Л.Сельвинский, К.А.Некрасова, Н.Хикмет), артисты и режиссеры (С.М.Михоэлс,
К.С.Станиславский), музыканты (С.Т.Рихтер, Г.Г.Нейгауз), ученые
(А.Г.Габричевский), многие из которых стали также моделями портретов художника.
Искренний и трепетный рассказ Ангелины Васильевны, насыщенный россыпью «живых
деталей и картин» (слова Дувакина), передает главное — дух бескорыстного
художнического служения, позволивший лишенному общественного признания мастеру
сохранить свой дар живописца незапятнанным, в отличие от многих и многих его
коллег-сверстников.
Фигура Роберта Фалька, занимающая в истории русского
искусства несколько обособленное положение, по разным причинам оказалась
обойдена пристальным вниманием современных исследователей как раннего русского
авангарда, так и советского неофициального искусства. Предельно точную
характеристику художнику дал Д.В.Сарабьянов: «Фальк в исторической перспективе
оставался одиноко стоящим, ни к кому не примыкавшим и не выражавшим
ничьих групповых интересов»15.
Немногочисленные издания о художнике оставляют крайне мало
изученной биографию мастера. Дополнить ее в известной мере призвана
подготовленная книга, фрагменты которой вошли в настоящую публикацию. Читателю
предлагаются выдержки из 1-й и 2-й бесед, записанных соответственно 15 и 21
апреля 1975 года в квартире А.В.Щекин-Кротовой на Можайском шоссе, куда
незадолго до этого она была вынуждена переехать из знаменитой мастерской Фалька
в Доме Перцова. Текст приводится с небольшими сокращениями, сохранением всех
стилевых особенностей устной речи А.В., и сопровождается развернутыми
комментариями с использованием новых архивных материалов.
Примечания
1 См.: Радзишевский
В. Изгой с допотопным магнитофоном: жизнь после катастрофы // Знамя. 2004.
№ 2. С. 169-178.
2 Цит. по: Возвышенный
корабль: Виктор Дмитриевич Дувакин в воспоминаниях. М., 2009. С.238.
3 В 1988 г. все записи
В.Д.Дувакина и его учениц (В.Ф.Тейдер и М.В.Радзишевской) переданы в Научную
библиотеку МГУ, где был специально создан отдел фонодокументов (теперь он
называется отделом устной истории).
4 Небольшой фрагмент
бесед с А.В.Щекин-Кротовой (далее дается как полностью, так и сокращенно —
А.В.) был опубликован ранее (см.: Анна Ахматова в записях Дувакина. М., 1999.
С. 301-303).
5 См.: Азарх-Грановская
А.В. Беседы с В.Д.Дувакиным. М., 2001.
6 Ранее отделом устной
истории МГУ был издан ряд книг о героях дувакинских записей: Тимофеев-Ресовский
Н.В. Воспоминания. М., 1995 (переизд. 2000, 2008); Беседы В.Д.Дувакина с
М.М.Бахтиным. М., 1996 (переизд.: Бахтин М.М. Беседы с В.Д.Дувакиным.
М., 2002); Анна Ахматова в записях Дувакина. М., 1999; Осип и Надежда
Мандельштам в рассказах современников. М., 2002; Тимофеев Л.И., Поспелов
Г.Н. Устные мемуары. М., 2003; Математики рассказывают. М., 2005.
7 См.: Sarabjanow
D. Robert Falk: Mit einer Dokumentation, Briefen, Gesprдchen,
Lektionen des Kьnstlers und einer biographischen ьbersicht / Hrsg. von A.W.Stschekin-Krotowa. Dresden:
Verlag der Kunst, 1974.
8 Цит. по: Щекин-Кротова
А.В. Мой Фальк / Публикация и сост. Ю.В.Диденко и А.Г.Эмдина. М.: HGS,
2005. С.194.
9 Подготовленный ею
сборник документальных материалов «Р.Р.Фальк. Беседы об искусстве. Письма.
Воспоминания о художнике» (М.: Советский художник, 1981; далее — Р.Р.Фальк.
Беседы об искусстве) до сих пор, по прошествии 30 лет, служит ценнейшим
источником для изучения биографии и творчества мастера.
10 Из письма
А.В.Щекин-Кротовой к ленинградскому коллекционеру И.И.Палееву от 13 октября
1959 года. Черновик. Частный архив, Москва.
11 Первый мемуарный
опыт А.В. «Из жизни рядом с Фальком» был опубликован в газете «Московский
художник» (1966. 28 октября; 11 ноября), позже напечатан на немецком языке в
монографии о Фальке (см. прим. 7) и перепечатан в изд.: Каталог выставки
графики Р.Р.Фалька. Новосибирск, 1978. С. 23-28. Следующим было эссе «Дружба с
художником», вошедшее в сборник «Воспоминания об Илье Эренбурге» (М., 1975. С.
218-233). См. также: Щекин-Кротова А.В. Осмёркин и Фальк // Осмёркин.
Размышления об искусстве. Письма. Критика. Воспоминания современников / Сост.
И.Болотина. М., 1981. С. 268-271; Становление художника / Предисл. М.Алпатова
// Новый мир. 1983. № 10. С. 207-227; Люди и образы. Биографии и легенды: Из
цикла «Модели Фалька» // Панорама искусств. 1985. Вып. 8. С. 194-227; Родство
душ: Святослав Рихтер и Роберт Фальк // Советская музыка. М.,1985. № 6. С.
42-44; Монолог о Фальке: Интервью / Материал подгот. И.Смирновой // Советская
культура. 1989. 8 апреля. С. 9; Роберт Фальк и театр: Беседы Р.Р.Фалька с
Е.О.Любомирским (апрель – июнь 1945 г.), Фальк и Станиславский // Художник и
зрелище. М., 1990. С. 268-302; «Надо уметь слушать музыку мира» / Беседовала
Н.Алиханова // Музыкальная жизнь. 1992. № 4. С. 18-20.
12 РГАЛИ. Ф.3018. Оп.1,
2.
13 Цит. по: Новый мир.
1983. № 10. С.207.
14 Цит. по: Сарабьянов
Д.В. Больше чем муза // Щекин-Кротова А.В. Мой Фальк. С.7.
15 Цит. по: Сарабьянов
Д.В., Диденко Ю.В. Живопись Роберта Фалька: Полный каталог произведений.
М., 2006. С.35.