Журнал "Наше Наследие"
Культура, История, Искусство - http://nasledie-rus.ru
Интернет-журнал "Наше Наследие" создан при финансовой поддержке федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
Печатная версия страницы

Редакционный портфель
Библиографический указатель
Подшивка журнала
Книжная лавка
Выставочный зал
Культура и бизнес
Проекты
Подписка
Контакты

При использовании материалов сайта "Наше Наследие" пожалуйста, указывайте ссылку на nasledie-rus.ru как первоисточник.


Сайту нужна ваша помощь!

 






Rambler's Top100

Музеи России - Museums of Russia - WWW.MUSEUM.RU
   
Подшивка Содержание номера "Наше Наследие" № 100 2011

Ю.В.Диденко

 

Роберт Фальк: «Вдруг придет счастье…»

 

Воспоминания Ангелины Васильевны Щекин-Кротовой (1910–1992), вдовы выдающегося живописца XX века Роберта Рафаиловича Фалька (1886–1958), относятся к особому жанру — жанру устных мемуаров. Они были записаны на магнитную пленку литературоведом Виктором Дмитриевичем Дувакиным (1909–1982).

В 1966 году в творческой судьбе В.Д.Дувакина произошла катастрофа: преподаватель МГУ, исследователь творчества Владимира Маяковского, он был изгнан с филологического факультета после выступления в защиту своего ученика А.Д.Синявского на известном судебном процессе1. Только благодаря ректору МГУ, академику И.Г.Петровскому, он получил возможность остаться в университете в ином качестве и пятнадцать последних лет жизни (1967–1982) занимался сбором устных воспоминаний известных деятелей отечественной культуры и науки первой трети XX века — современников бурной и жестокой эпохи, и «их сверстников-свидетелей», создав уникальное собрание фонодокументов. «Я записываю на магнитную ленту воспоминания людей, родившихся в конце прошлого столетия и в самом начале нынешнего», с целью сохранить для будущего «живую атмосферу эпохи, эмоциональный статус поколения талантливых русских людей, последние из которых сейчас все чаще уходят». «Я работаю для XXI века»2.

В.Д.Дувакин начал эту работу в конце 1960-х годов на кафедре научной информации МГУ3. Три из четырех бесед с А.В.Щекин-Кротовой4 записаны им в 1975 и 1976 годах; последняя, четвертая, была проведена его ученицей В.Ф.Тейдер уже после смерти Дувакина, в феврале 1986 года. Встрече Виктора Дмитриевича с Ангелиной Васильевной содействовала А.В.Азарх-Грановская (сестра третьей жены Р.Р.Фалька), семь бесед с которой состоялись ранее, в 1968–1973 годах5.

Очевидно, что интерес Дувакина к Щекин-Кротовой как к вдове Фалька не был случаен. Фальк органично вписывался в тот круг одержимых и опальных творцов, который прежде всего интересовал ученого6, и Ангелина Васильевна как преданная спутница художника и самый близкий ему человек на протяжении без малого двадцати лет (1939–1958) была незаменимой собеседницей. Встречи Дувакина с ней почти совпали с изданием в ГДР первой монографии о творчестве Роберта Фалька, написанной Д.В.Сарабьяновым, благодаря которой находившееся практически под запретом имя мастера вышло из забвения и начало обретать международную известность7. Следует отметить решающую роль Щекин-Кротовой в появлении этой первой книги о Фальке: она подготовила документальную часть (биографический и научно-справочный разделы, документально-иллюстративный материал из архива семьи художника), и ей, владевшей немецким языком, удалось убедить издателей в необходимости выпустить такую монографию.

Личность Ангелины Васильевны незаурядна и привлекательна сама по себе. Корни ее семьи связаны с украинским городом Лебедин (Сумской уезд Харьковской губернии), где ее дед Николай Евграфович Щекин-Кротов, выпускник Харьковского университета, был известным общественным деятелем и благотворителем: главой Лебединской земской управы (1910), основателем и попечителем местной мужской гимназии (1906–1919). А.В. родилась 5 июня (н. ст.) 1910 года в Лебедине. Ее отец и братья были выпускниками московских высших школ, в семье постоянно поддерживался интерес к литературе, театру и музыке (дворянский русский род Щекиных восходит к началу XVII века). В начале 1920-х годов семья перебралась в Москву, где в 1927 году Ангелина Васильевна окончила среднюю школу (бывшую Алферовскую гимназию), а затем экскурсионно-переводческое отделение факультета немецкого языка Московского института новых языков (1933).

В 1933–1936 годах она работала гидом-переводчиком в «Интуристе», а также вела семинар по истории русского искусства на материале Третьяковской галереи (для гидов, не получивших специального искусствоведческого образования). В 1936 году она была приглашена на работу в Центральный дом художественного воспитания детей, где до 1940 года занималась в кружках с детьми дошкольного возраста и организовывала выставки детского рисунка. В этих стенах и произошло в 1939 году первое знакомство Ангелины Васильевны с Робертом Фальком — встреча, которой суждено было вылиться в долгие годы «трудного счастья» рядом с художником. Годы войны они провели в эвакуации в Самарканде (1941–1943). По возвращении в Москву, из-за ярлыка «жены формалиста и космополита», Щекин-Кротова не смогла продолжить работу на прежнем месте. Лишь в 1948 году ей удалось устроиться в Московский автомеханический институт на должность старшего преподавателя кафедры иностранных языков, где она проработала вплоть до ухода на пенсию (1966).

Муза и модель «зрелого» Фалька, Ангелина Васильевна на протяжении почти двадцати лет их совместной жизни была «добрым гением» домашнего очага, разделяя все тяготы жизни с выдающимся, но не имевшим официального признания мастером. В эти трудные для художника годы Фальк не прекращал упорной творческой работы, чему во многом способствовала помощь и поддержка жены. Не удивительно, что ее образ многократно воплощался художником в разные годы, представая на портретах чудесно преображенным и глубоким. «Ты для меня вовсе не красавица, а что-то совсем другое. Я не хочу устраивать из тебя красивую модель», — говорил Фальк8.

Всё отпущенное ей судьбой время после ухода художника из жизни Ангелина Васильевна посвятила самоотверженной работе по сохранению и публикации его обширного наследия: каталогизировала оставшиеся в мастерской работы и составляла к ним развернутые комментарии, устраивала персональные выставки произведений Фалька по всему Советскому Союзу, распределяла его полотна и рисунки в собрания достойных музеев и в лучшие частные коллекции, публиковала о нем статьи и книги9. В частной переписке она так определила свою миссию: «Я не деловая женщина и никогда ею не буду. У меня есть свои идеи и, быть может, свои предрассудки, свои мечты, что в будущем творчество Фалька получит заслуженное признание. [Для этого я живу — зачеркнуто]. Этому я должна служить»10.

Публикацией своих воспоминаний о Фальке она начала заниматься в 1960-е годы, еще до визитов Дувакина, и плодотворно продолжила в 1980-е11. Некоторые ее мемуарные записи до сих пор не изданы и хранятся в фонде Фалька, который передан ею в 1984 году в РГАЛИ12. По словам М.В.Алпатова, благодаря заботливым и целеустремленным усилиям вдовы «судьба Фалька-художника как бы получила свое продолжение после физической его смерти»13. Значительность ее вклада справедливо отмечена Д.В.Сарабьяновым, наградившим ее титулом «образцовой вдовы»: «Сегодня вряд ли у кого-то возникнет сомнение в том, что Фальк является классиком русского искусства первой половины XX века. Разумеется, прежде всего, это заслуга самого художника. Но в какой-то мере признанию этой истины мы обязаны и Ангелине Васильевне Щекин-Кротовой»14.

Конечно же, главным героем ее устных воспоминаний был сам художник. Обладая исключительной памятью и несомненным литературным даром, Ангелина Васильевна с большой теплотой и душевной щедростью рассказывает увлекательные новеллы о конкретных эпизодах и ситуациях, о встречах Фалька со многими людьми, создавая выразительные словесные портреты тех, с кем он работал и дружил. В круг творческого общения мастера входили известные лица — художники (В.А.Фаворский, А.В.Куприн), писатели и поэты (И.Г.Эренбург, В.Б.Шкловский, И.Л.Сельвинский, К.А.Некрасова, Н.Хикмет), артисты и режиссеры (С.М.Михоэлс, К.С.Станиславский), музыканты (С.Т.Рихтер, Г.Г.Нейгауз), ученые (А.Г.Габричевский), многие из которых стали также моделями портретов художника. Искренний и трепетный рассказ Ангелины Васильевны, насыщенный россыпью «живых деталей и картин» (слова Дувакина), передает главное — дух бескорыстного художнического служения, позволивший лишенному общественного признания мастеру сохранить свой дар живописца незапятнанным, в отличие от многих и многих его коллег-сверстников.

Фигура Роберта Фалька, занимающая в истории русского искусства несколько обособленное положение, по разным причинам оказалась обойдена пристальным вниманием современных исследователей как раннего русского авангарда, так и советского неофициального искусства. Предельно точную характеристику художнику дал Д.В.Сарабьянов: «Фальк в исторической перспективе оставался одиноко стоящим, ни к кому не примыкавшим и не выражавшим ничьих групповых интересов»15.

Немногочисленные издания о художнике оставляют крайне мало изученной биографию мастера. Дополнить ее в известной мере призвана подготовленная книга, фрагменты которой вошли в настоящую публикацию. Читателю предлагаются выдержки из 1-й и 2-й бесед, записанных соответственно 15 и 21 апреля 1975 года в квартире А.В.Щекин-Кротовой на Можайском шоссе, куда незадолго до этого она была вынуждена переехать из знаменитой мастерской Фалька в Доме Перцова. Текст приводится с небольшими сокращениями, сохранением всех стилевых особенностей устной речи А.В., и сопровождается развернутыми комментариями с использованием новых архивных материалов.

 

Примечания

1 См.: Радзишевский В. Изгой с допотопным магнитофоном: жизнь после катастрофы // Знамя. 2004. № 2. С. 169-178.

2 Цит. по: Возвышенный корабль: Виктор Дмитриевич Дувакин в воспоминаниях. М., 2009. С.238.

3 В 1988 г. все записи В.Д.Дувакина и его учениц (В.Ф.Тейдер и М.В.Радзишевской) переданы в Научную библиотеку МГУ, где был специально создан отдел фонодокументов (теперь он называется отделом устной истории).

4 Небольшой фрагмент бесед с А.В.Щекин-Кротовой (далее дается как полностью, так и сокращенно — А.В.) был опубликован ранее (см.: Анна Ахматова в записях Дувакина. М., 1999. С. 301-303).

5 См.: Азарх-Грановская А.В. Беседы с В.Д.Дувакиным. М., 2001.

6 Ранее отделом устной истории МГУ был издан ряд книг о героях дувакин­ских записей: Тимофеев-Ресовский Н.В. Воспоминания. М., 1995 (переизд. 2000, 2008); Беседы В.Д.Дувакина с М.М.Бахтиным. М., 1996 (переизд.: Бахтин М.М. Беседы с В.Д.Дувакиным. М., 2002); Анна Ахматова в записях Дувакина. М., 1999; Осип и Надежда Мандельштам в рассказах современников. М., 2002; Тимофеев Л.И., Поспелов Г.Н. Устные мемуары. М., 2003; Математики рассказывают. М., 2005.

7 См.: Sarabjanow D. Robert Falk: Mit einer Dokumentation, Briefen, Gesprдchen, Lektionen des Kьnstlers und einer biographischen ьbersicht / Hrsg. von A.W.Stschekin-Krotowa. Dresden: Verlag der Kunst, 1974.

8 Цит. по: Щекин-Кротова А.В. Мой Фальк / Публикация и сост. Ю.В.Диденко и А.Г.Эмдина. М.: HGS, 2005. С.194.

9 Подготовленный ею сборник документальных материалов «Р.Р.Фальк. Беседы об искусстве. Письма. Воспоминания о художнике» (М.: Советский художник, 1981; далее — Р.Р.Фальк. Беседы об искусстве) до сих пор, по прошествии 30 лет, служит ценнейшим источником для изучения биографии и творчества мастера.

10 Из письма А.В.Щекин-Кротовой к ленинградскому коллекционеру И.И.Пале­еву от 13 октября 1959 года. Черновик. Частный архив, Москва.

11 Первый мемуарный опыт А.В. «Из жизни рядом с Фальком» был опубликован в газете «Московский художник» (1966. 28 октября; 11 ноября), позже напечатан на немецком языке в монографии о Фальке (см. прим. 7) и перепечатан в изд.: Каталог выставки графики Р.Р.Фалька. Новосибирск, 1978. С. 23-28. Следующим было эссе «Дружба с художником», вошедшее в сборник «Воспоминания об Илье Эренбурге» (М., 1975. С. 218-233). См. также: Щекин-Кротова А.В. Осмёркин и Фальк // Осмёркин. Размышления об искусстве. Письма. Критика. Воспоминания современников / Сост. И.Болотина. М., 1981. С. 268-271; Становление художника / Предисл. М.Алпатова // Новый мир. 1983. № 10. С. 207-227; Люди и образы. Биографии и легенды: Из цикла «Модели Фалька» // Панорама искусств. 1985. Вып. 8. С. 194-227; Родство душ: Святослав Рихтер и Роберт Фальк // Советская музыка. М.,1985. № 6. С. 42-44; Монолог о Фальке: Интервью / Материал подгот. И.Смирновой // Советская культура. 1989. 8 апреля. С. 9; Роберт Фальк и театр: Беседы Р.Р.Фалька с Е.О.Любомирским (апрель – июнь 1945 г.), Фальк и Стани­славский // Художник и зрелище. М., 1990. С. 268-302; «Надо уметь слушать музыку мира» / Беседовала Н.Алиханова // Музыкальная жизнь. 1992. № 4. С. 18-20.

12 РГАЛИ. Ф.3018. Оп.1, 2.

13 Цит. по: Новый мир. 1983. № 10. С.207.

14 Цит. по: Сарабьянов Д.В. Больше чем муза // Щекин-Кротова А.В. Мой Фальк. С.7.

15 Цит. по: Сарабьянов Д.В., Диденко Ю.В. Живопись Роберта Фалька: Полный каталог произведений. М., 2006. С.35.

Роберт Фальк в Париже. 1930-е годы. Частное собрание, Москва

Роберт Фальк в Париже. 1930-е годы. Частное собрание, Москва

А.В.Щекин-Кротова. 1931. Частное собрание, Москва

А.В.Щекин-Кротова. 1931. Частное собрание, Москва

Р.Р.Фальк. Геля в полосатом башлыке. 1944. Бумага, акварель, гуашь. ГМИИ им. Пушкина

Р.Р.Фальк. Геля в полосатом башлыке. 1944. Бумага, акварель, гуашь. ГМИИ им. Пушкина

Р.Р.Фальк. Интерьер мастерской. 1940. Бумага, акварель, гуашь. ГМИИ им. Пушкина

Р.Р.Фальк. Интерьер мастерской. 1940. Бумага, акварель, гуашь. ГМИИ им. Пушкина

А.В.Щекин-Кротова в день беседы с В.Д.Дувакиным. 15 апреля 1975 года. Фотография М.В.Радзишевской. Научная библиотека МГУ, Москва. Публикуется впервые

А.В.Щекин-Кротова в день беседы с В.Д.Дувакиным. 15 апреля 1975 года. Фотография М.В.Радзишевской. Научная библиотека МГУ, Москва. Публикуется впервые

В.Д.Дувакин в своем кабинете (1-й Тружеников пер., д.1). 1968–1969. Фотография М.В.Радзишевской. Научная библиотека МГУ, Москва. Публикуется впервые

В.Д.Дувакин в своем кабинете (1-й Тружеников пер., д.1). 1968–1969. Фотография М.В.Радзишевской. Научная библиотека МГУ, Москва. Публикуется впервые

 
Редакционный портфель | Подшивка | Книжная лавка | Выставочный зал | Культура и бизнес | Подписка | Проекты | Контакты
Помощь сайту | Карта сайта

Журнал "Наше Наследие" - История, Культура, Искусство




  © Copyright (2003-2018) журнал «Наше наследие». Русская история, культура, искусство
© Любое использование материалов без согласия редакции не допускается!
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № 77-8972
 
 
Tехническая поддержка сайта - joomla-expert.ru